Русская шамбала - поселок мезмай. Российская шамбала - беловодье Паломники в долину бессмертных

В течение долгого времени человечество искало землю обетованную. Сначала это была Атлантида, царство Иоанна, затем другие места силы, тайна, мистика и новое знание. В 19. век нашел новый объект своего поиска и, таким образом, стал Шамбалой.

В Европе они впервые услышали об этом от иезуитов в 1627. Эти монахи отправились в Азию и рассказали местным жителям об Иисусе. Но они сказали, что там было место, где жили большие учителя. Они назвали его Шамбалой и указали на север. И многие искали его в Гималаях, пустыне Гоби и Памире, только не в России...Известный исследователь Сибири и автор замечательной книги «Греческая жизнь» (в оригинальной реке Угруум, примечательно) Вячеслав Шишков записал много сибирских легенд. Вот один из них: «В мире есть такая экзотическая страна, которую называют Бородатой. Она поет о ней в песнях, рассказывая ей в сказках. Находится в Сибири, может быть, за ней или где-то еще. Вы должны пройтись по степям, горам, бесконечной тайге, все еще на восток до пути солнца, и если бы вам дали рождение счастья, тогда вы увидите Возлюбленного собственными глазами.

Почва плодородна, дождь теплый, солнце полезно, пшеница растет круглый год, ей не нужно пахать; яблоки, дыни, виноград и бесчисленные стаи в цветущей траве без конца. Бер, правительство. Эта страна никому не принадлежит, в ней все будет, вся правда с древних времен. Это необыкновенная страна.

Нынешние эзотерики утверждают, что именно в Беловодье есть вход в таинственную Шамбалу. Алтайские шаманы защищают ее мир. Из-за большого количества туристов они часто должны восстанавливать энергетический уровень этой зоны.
Выдающийся художник и путешественник Николай Рерих, который искал Шамбалу, воспевал Белухскую гору и ее уникальное окружение в своих работах. Но главная цель любой поездки в Алтайские горы по-прежнему остается способом самоопределения.

Старики рассказывают об экстраординарном камне, найденном в долине реки Джарли. Они называют это Камень Силы, потому что он имеет очень сильную энергию и постоянно расширяется. У этого есть мистическая аура, поэтому шаманы делают свои ритуалы в окрестностях, и йоги выбрали это как наиболее подходящее место для их медитации. На камне есть древний символ: круг и три круга в нем. Этот макет можно увидеть на некоторых иконах раннего христианского периода. По образу Николая Рериха Мадонна Орифламма держит Святую Богородицу на холсте с изображением этого персонажа.

Но Алтай не только искал искателей таинственной Шамбалы. В России есть много легенд и легенд о святой стране в Сибири. Это место, так же как и легендарный город Китхе, на протяжении веков оставалось невидимым и недоступным для сил Зла. Сообщается, что великий киевский князь Владимир отправил 979 в Азию, группу во главе с сергиевским монахом, чтобы найти Королевство Белых Вод.

После нескольких десятилетий 1043 в Киев приехал старик, который утверждал, что он монах Сергий, и что ему удалось выполнить поручение князя. Он жил в Стране Чудес или, как они это называли, в Белой Вод. Он сказал, что все члены его группы погибли по дороге, и ему удалось добраться до этой чудесной страны. После того, как он был один, он нашел проводника, который привел его к «белому озеру», цвет которого он подавал. Гид отказался идти дальше и рассказал ему о некоторых «Хранителях снежных пиков», которых все боялись. Поэтому Сержи пришлось идти своим путем. Несколько дней спустя к нему поговорили два иностранца, говоря о незнакомом ему языке.
Они отвезли его в небольшое поселение и дали ему работу. Через некоторое время он вошел в другую деревню, где жили невидимые Мудрые Учителя, которые знали все, что происходило не только в ближайших населенных пунктах, но и в том, что происходило во внешнем мире. Сергей сказал, что существует строгий порядок, и был закон, согласно которому только семи представителей человечества было разрешено посещать это место в каждом столетии.

Из этих семи из них шесть человек должны были вернуться в мир после того, как они научили некоторому тайному знанию, но один ученик навсегда остался с Учителем. В Мудрецах Мудрецов этот человек мог жить так долго, как он хотел, без старения, потому что понятия времени здесь не существовало.

С тех пор легенды таинственного Возлюбленного обеспокоили умы многих искателей и паломников. Не исключено, что влияние тибетской Шамбалы распространилось на территорию России, независимо от большого расстояния и многочисленных препятствий. Поэтому вполне возможно, что Земля Чудес была расположена в России, в труднодоступном месте где-то на границе Сибири и горных регионов Азии.

Мудрые Учителя этого мистического поселения считаются высшими существами, Махатмами или Великими Душами и поклоняются в Тибете и Индии. Согласно Восточной Веры, они обладали таинственными способностями, и они были фактически теми, кто прошел эволюцию Земли, но чтобы защитить Землю, они остались на нашей планете.

Существует презумпция того, что по крайней мере два россиянина остались в 20. века в таинственной Беловеде. Это был Николай Рерих и его жена Елена. Им удалось добраться до легендарной Обители Истины и Света, таинственной Шамбалы. В 1925 Николай Рерих в Москве передал правительственным чиновникам «Послание тибетского Махатса». В 30. лет спустя два супруга вернулись в Индию и жили в предгорьях Гималаев на всю оставшуюся жизнь.
Создание Рериха этого периода приобрело новое, более совершенное направление. И его жена прославилась своими многочисленными работами в области культуры и философии. Многие книги, статьи и картины Николая Рериха связаны с Тибетом и таинственным знанием Учителей человечества. И в новом мистическом философском учении Елены Рерих под именем Анги Йоги она указывает на то, чтобы привести свою семью вместе с тибетскими махамами.

Многие знали о тибетской Шамбале, но в Беловодье информации о русском не было. Оказалось, что нет необходимости «идти на три моря», чтобы получить мистическую Шамбалу, потому что Земля Истины и Света прямо за гулом!

Говоря о таинственной Шамбале, нельзя игнорировать одно чрезвычайно загадочное место в России. Речь идет о озере Светлояр (Нижегородская область). Эксперты считают озеро ледниково-карстовым. Давным-давно, глубина озера поднялась до двадцати пяти футов после землетрясения. Озеро определяется следующим образом:

«Жемчуг падает с неба, снабженный зеленой рамкой леса». В окрестностях этого озера часто наблюдаются chronomiráže (chrono = время, изумление, изображения городов, события или явления, которые на самом деле далеки от места наблюдения или имели место в прошлом, но есть также отдельные описания хронографов, которые были образами будущего; признает.), в том числе купола таинственных отражений Китежа и колокольного звона.

Есть много интересных легенд о Светлояре. Со времен язычников происходит история сердитой богини Турции. Она поехала на своей лошади и вогнала людей, которые хлестали себя за те грехи, которые они совершили. Но внезапно земля под ее лошадью упала, и богиня немедленно исчезла. И здесь было построено озеро. Другая легенда относится к периоду хана Батый (внук Чингисхана) , Один из заключенных не смог противостоять пыткам, которые татары разоблачили и показали им тайные пути. Но высшие силы услышали молитвы жителей Китизы и спрятали город и людей на дне прекрасного озера.
И все же, ни в коем случае, исследователи считают это озеро «русским Шамбалой». Именно здесь они увидели розовые фиолетовые цвета НЛО, пролетая над озером и двигаясь как «падающий лист». В 1996 свидетели говорили о двух лучах, которые исходили из разных концов озера, чтобы создать блестящий крест. Местные жители убеждены, что озерная вода обладает целебными свойствами.

Время работает. Скоро не будет никаких неисследованных мест на планете. Но великая Шамбала защитит свои тайны, пока человечество не поймет простую истину: мир спасет добро, любовь и желание творить, а не разрушать. Может быть, тогда люди смогут увидеть гроссмейстера Шамбалу.

Шамбала. С незапамятных времен верили люди в существование земли обетованной, земли счастья, где царят всеобщие гармония и благоденствие. Легенды и предания разных народов не всегда одинаково обозначали ее местоположение, но чаще всего помещали в районе Гималаев. В существование загадочной страны Шамбалы безоговорочно верил великолепный знаток Востока Николай Константинович Рерих. Он собрал множество древних сказаний и легенд о ней, много писал о Шамбале в своих дневниках "Алтай - Гималаи" и "Сердце Азии". Но споры - существует ли она в действительности или это лишь красивый вымысел - не утихают до сих пор. Пример раскопанной Шлиманом Трои, говорит о том, что и мифы могут иметь под собой реальную подоплеку. А о Шамбале говорится в эпосе многих народов. И независимо от ее названия, а они были разными, страну эту чаще всего помещали в Центральной Азии: в горах Кунь-Луня, Тибетском нагорье, Гималаях, пустыне Гоби ("текучие пески"). Французская путешественница Александра Нииль в начале века длительное время жила в Тибете. В своей книге "Мистики и маги Тибета" Нииль упоминает о заповедной стране под названием Тушита, куда уходили паломники: Она помещалась где-то на территории Страны Снегов, как называли в древности Тибет. Е. П. Блаватская, оставившая нам тексты из затерявшихся древних источников, пишет об острове, окруженном страшной пустыней Гоби. Когда-то там было обширное море. На острове жили представители Третьей расы. Эти люди могли одинаково легко жить в воде воздухе или огне, ибо обладали неограниченным контролем над элементами. Общение с этим островом происходило не морем, а через подземные пещеры. В сохранившихся тибетских книгах легенда об этом острове жива до наших дней. Но острова больше нет, осталась страна-оазис, затерянная среди гор. Гибель моря связана с великим катаклизмом, который произошел в далеком прошлом в Центральной Азии и Гималаях. На склонах Гималаев ученые наши дней находят геологические доказательства того, что породы этих громадных пиков были когда-то частью океанского дна. Но самое удивительное: есть свидетельства существования такой страны в сравнительно близкую к нашей историческую эпоху. На Западе первое упоминание о Шамбале было сделано двумя монахами иезуитского ордена - Стефаном Кацеллой и Джоном Кабралом. Во время своего путешествия в Бутан они услышали о том, что где-то на севере существует королевство Шамбала. В 1627 году они предпринимают путешествие в Тибет, намереваясь найти дорогу в таинственную страну. Но попытка закончилась неудачно, дальше города Шигацзе им проникнуть не удалось.
В ватиканских архивах хранятся сообщения католических миссионеров, собранные за последние 150 лет. В них упоминается о таинственных депутациях, которые якобы посылались китайскими императорами к мудрецам, обитавшим в горах Нань-Шаня и КуньЛуня. В период Средневековья, когда начались крестовые походы и Запад столкнулся с Востоком, появилась легенда о так называемом "Братстве Грааля". По одному преданию, оно находилось в Испании или на юге Франции, по другому - в стране древних кельтов, в Ирландии, по третьему - далеко на Востоке. Легенда гласит, что на высокой неприступной горе находится замок, где обитает высшее братство. У подножия горы то ли большое озеро, то ли быстрая непреодолимая река. Вокруг замка Грааля - дикая гористая высохшая пустыня. В это таинственное место может проникнуть лишь тот, кого Грааль сам позовет к себе, у кого чистое сердце, честные замыслы. Поэтому для обычных смертных, замок Грааля невидим.
Многие современные советские и западные ученые признают историческое существование страны Шамбала, поскольку любая устойчивая легенда имеет под собой реальную основу. Существует и русский вариант легендарной страны Шамбала - таинственное Беловодье. В России среди староверов, живших в Сибири, существовало предание о Беловодье - заповедной земле счастья и справедливости. В одиночку и группами уходили на поиски этой страны от преследований официальной церкви. Замечательно переплетаются легенды с фактическим материалом в путевых дневниках Н. К. Рериха. "Во время следования экспедиции - пишет он - лама, проводник каравана, платком завязывает себе рот и нос. Почему? Ведь день не холодный. Он поясняет: "Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим "сур", ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы"... Наш тибетец, Кончок, скачет к нам и говорит шепотом: "Недалеко отсюда, когда далай-лама следовал из Тибета в Монголию, все люди и все животные каравана начали дрожать, но далай-лама объяснил, что пугаться не следует, потому что караван коснулся заповедной границы Шамбалы".
Еще одна запись в дневнике: "Солнечное безоблачное утро, сверкает ясное голубое небо. Через наш лагерь стремительно несется огромный темный коршун. Наши монголы и мы следим за ним. Но вот один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу: "Что там такое? Белый воздушный шар? Аэроплан?"
И мы замечаем: на большой высоте что-то блестящее движется в направлении с севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы видим, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольдта. Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: "Знак Шамбалы". "Сияние над вершинами Гималаев - от Шамбалы,- говорят ламы.- Без зова, без проводника никто не дойдет в это заповедное место". Проводники отказываются идти в некоторых направлениях, обнаружив границу Шамбалы. И скорее дадут убить себя, пишет Рерих, чем поведут вперед. Кстати, об этом же писал и Пржевальский, когда проводники специально заводили караван в труднодоступные места, только чтобы не приблизиться к недозволенной местности. Причем их не пугала даже угроза расстрела. Рерих описывает большое количество пещер в горах и горных убежищ, куда уходят время от времени некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно. Из-за труднодоступности эти области остаются всегда недостаточно исследованными.


В древних сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки. Считается, что там все сохранилось от начала мира... В статье "Подземные жители" Рерих пишет: "... во время пересечения Каракорума, мой спутник, ладакх, спросил меня: "Знаете ли вы, почему здесь такая странная возвышенность? Знаете ли вы, что в подземных пещерах спрятаны многие сокровища и что в них живет чудесное племя, которое питает отвращение к порокам земли?" И дальше, когда мы достигли Хотана, под копытами наших лошадей звучало вполне так, как если бы мы проезжали под пещерами и пустотами. Наши караванщики обратили внимание на это, говоря: "Вы слышите, мы пересекаем пустоты подземных проходов? Через эти проходы люди, знакомые с ними, достигали далеких стран". Так, может, в эту легендарную страну Шамбалу можно было попасть из разных мест? Ведь, согласно легендам, пещеры ведут в подземные города и цветущие долины, тесно связанные между собой подземными проходами. Входов также много, и находятся они в разных местах. Входы эти известны только тем, кто может быть допущен в Шамбалу. Для других же эти входы и вехи, их обозначающие, ни о чем не будут говорить и останутся незамеченными. Среди тибетского народа сохранилось убеждение, что царство Шамбалы укрыто в уединенной долине в Гималаях. Существует также много буддийских текстов, которые дают детальные, но в то же время неясные указания о том, как достичь Шамбалы. Но все тексты сходятся на том, что заветную страну нужно искать в сердце главных горных хребтов Центральной Азии. Есть у Рериха картина под названием "Озеро великих нагов". Это священное озеро Манасаровар, из которого берет начало Брахмапутра - священная индийская река. Наги - это легендарный род змей с очень красивыми человеческими лицами, обладающих способностью летать. Общаются они только с мудрыми людьми. Живут наги в обширных пещерах, освещенных драгоценными камнями. Пещеры соединяются между собой галереями, идущими под горными цепями. Наги были связаны с таинственной страной Шамбалой. Согласно преданию, один из них передал Нагарадзе (великому философу) знания, на основе которых тот преобразовал учение Будды. Это событие и запечатлел Рерих. Юрий Рерих, сын художника, востоковед с мировым именем, считает, что европейские ученые преуменьшают значение понятия "Шамбала". Но те, кто хорошо знаком с Востоком, знают, какое огромное влияние оно имеет на народы высокогорной Азии. На протяжении всей истории это слово не только вдохновляло религиозные движения, но и двигало армии, военным кличем которых было слово "Шамбала".
Солдаты народного героя Сухэ Батора, изгнавшие из Монголии в 1919 армию китайского захватчика генерала Сюя с его армией и принесшего в своб страну свободу, сочинили песню, которая начиналась словами "Чанг Шамбалын дайн" или "Война северной Шамбалы" и призывала монгольских воинов подняться на священную войну за освобождение своей страны от вражеских полчищ. Существует еще одна красивая легенда, связанная с Шамбалой. Это - существование чудного камня Чинтамани. Его появление на Земле связано с созвездием Ориона. Согласно легендам, камень был принесен крылатым конем Лунг-та, который способен пересекать вселеную. Н. Пржевальский в своей книге "Монголия и страна тангутов" писал, что для тех, кто может быть допущен в обетованную землю буддистов Шамбалу, имеется особый конь, который стоит постоянно оседланным и возит своего господина в одну ночь из Тибета в обетованную землю и обратно". А не является ли этот крылатый конь символом космического корабля? И не потому ли ламы, увидев сфероидальное тело над вершинами Гималаев шептали: "Знак Шамбалы". Согласно преданиям Востока, основная часть этого камня находится в Шамбале, а остальные кусочки блуждают по миру. Упоминаются разные страны и исторические личности, временно владевшие фрагментами камня. Одним из них был легендарный царь Соломон, в кольцо которого был вставлен кусочек всесильного минерала. С его помощью царь обретал способность говорить с животными. Известный русский путешественник и этнограф Г. Н. Потанин во время экспедиции в Центральную Монголию записал предание: "В юрте Гэсер-хана (героя монгольского эпоса) ночью при запертых дверях было светло как днем, ее освещал волшебный камень, светящийся, как огонь". На Востоке этот камень наделяют всевозможными свойствами. На нем показываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Согласно легендам, камень предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. В особых случаях он издает треск, иногда начинает светиться.
Коня, несущего на своей спине этот камень - Сокровище мира - называют Конем счастья. Его часто изображали на ступах или субурганах, воздвигаемых на Востоке в честь каких-то особо важных событий.

Согласно преданиям, камень обладает внутренним жаром, излучает сияние и оказывает сильное психическое воздействие. А не связано ли это с явлениями радиации и радиоактивности? Можно утверждать, что легенда о Шамбале возникла не на пустом месте. В очень далекие времена в районах высоких гор Кунь-Луня и Гималаев происходили какие-то явления, отразившиеся в мифах и сказаниях. Эти явления могли носить и глобальный космический характер, и характер катаклизмов, связанных с изменениями окружающего ландшафта: образованием гор, вулканической деятельностью и пр. Могли они привести и к гибели древней цивилизации, если она имелась в этих местах. Высказываются предположения, что в далеком прошлом пустыня Гоби была цветущим краем, но какой-то катаклизм превратил ее в мертвую пустыню. Там якобы обнаружены тектиты - стекловидная масса, образующаяся при очень высоких температурах, возможно, при ядерном взрыве. А в Индии найден человеческий скелет, радиоактивность которого в 60 раз превышает нормальную. И по настоящее время эти места остаются неспокойными. Экспедиция Рериха в высокогорных районах Гималаев наблюдала необычные явления: многодневные беспрестанные грозы и всевозможные виды молний, розовато-лиловое пламя в палатке, вырывавшееся из-под рук, но не причинявшее ожога, без звука и запаха. Дважды вблизи были обнаружены шаровые молнии. Экспедиция проходила долины с горячими и холодными минеральными источниками, гейзерами, с самой неожиданной растительностью. Высокие неприступные горы, пещеры, вулканы, гейзеры; повышенная радиоактивность и прочие физические явления непонятного происхождения делают эти места еще более недоступными и таинственными. О малом, незначительном народ легенды не слагает. Так же, как не высасывает он их из пальца. И чем дальше в глубь веков мы движемся, тем больше материалов встречаем о Шамбапе, как о реально существовавшей стране. Имеется даже карта государства Шамбалы. Могла ли сохраниться Шамбала до наших дней? Очень возможно, что мудрые йоги и отшельники и по настоящее время живут в оазисах, затерянных в сердце горных лабиринтов Центральной Азии. В Тибете экспедиция Рериха, а также французской исследовательницы Нииль встречали таких йогов, по местному называемых "респами", совершенно голых, сидящих на ледяной корке. Легкая струйка пара уходила вверх от их тел. Силой самовнушения интенсивно излучаемого тепла они способны заставить таять снег. Поиски Шамбалы не прекращаются и в наши дни. В 1980 году Е. Бирнбаум написал книгу "Путь в Шамбалу", в которой он описывает яшмовый дворец царя Шамбалы и золотой трон. Царь, сидящий на троне, держит в руке драгоценный камень. Жители страны живут в довольстве, они одеты во все белое, говорят на санскрите и отличаются высшей добродетелью. Якобы в беседе с далай-ламой Бирнбауму было сказано, что Шамбала существует в этом мире материально. А некоторые европейские путешественники считают, что Шамбала не страна, а тайное братство "келланов". Оно состоит при панчен-ламе, а описание Шамбалы представляет зашифрованную структуру этой организации. Другие исследователи утверждают, что Шамбала исчезла с лица земли уже много веков назад. Однажды все общество, населяющее страну, стало просветленным. Царство пропало, перейдя в иную, более возвышенную сферу бытия. Согласно этим легендам, цари Шамбалы, или ригдены, продолжают надзирать за делами человечества и когда-нибудь вернутся на Землю, чтобы спасти ее от гибели.Чогьям Трунгпа, покинувший Тибет в связи с оккупацией его Китаем, автор книги "Шамбала: священный путь воина", пишет, что среди множества учителей тибетского буддизма длительное время существовала и продолжает существовать неплохая традиция - считать понятие Шамбалы не географическим местом, а основой или корнем пробужденности и душевного здоровья, существующих внутри каждого человека... Глубинная человеческая мудрость в состоянии решить мировые проблемы. Эта мудрость не принадлежит какой-то одной культуре или религии, она не приходит только с Запада или Востока. Это традиция человека-воина, которая существовала в течение всей истории во многих культурах в разные времена, традиция человеческой храбрости и бесстрашия. Учение Шамбалы гласит, что перед лицом мировых проблем мы можем быть одновременно героическими и добрыми. Видение Шамбалы противоположно эгоизму. Оно касается всех и каждого. Не нарушая индивидуальности собственной, каждый житель Земли и все вместе должны задуматься, наконец, о том, как мы можем помочь этому миру. Если мы ему не поможем, ему не поможет никто. Из многочисленных ученых, писавших о загадочной стране, Н. К. Рерих оставил нам наиболее полное и емкое представление о Шамбале, о великих махатмах и Учителях человечества, связанных с этой заповедной областью, об Учителях, входящих в Великое Белое Братство. Подводя итоги разбросанным учениям о Шамбале, он говорит, что учение о Шамбале - это целостное учение о жизни. Оно заключает высокое искусство овладения высшими силами, скрытыми в человеке, и соединение этой мощи с Космосом. Рерих перечисляет многие материальные структуры, входящие в понятие Шамбалы, которые являются носителями тончайших космических энергий. К ним он относит Великих махатм и ришей, Азар и воинство Ригден Джапо, подземные города Агарти и Беловодье Алтая, черный камень и Граальна Западе, подводный Китеж и Агни Йогу и многое другое - все то, что связано с человеческими надеждами на обетованную страну, существующую на той же Земле, где живем и мы с вами.«Страна людей, страна богов»Инна Шевалева.

Беловодье . "Если вы хотите понять Азию и вступить в неежеланным гостем, вы должны встретить своегохозяина самым священным словом - Шамбала".Н. К. Рерих" Есть на свете такая диковинная страна, называется она - Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли, или еще где-то. Сквозь степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу надо, путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет - ни пахать, ни сеять,- яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся - бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна - диковинная.

Молола бабка Афимья - безрукий солдат при медалях ей будто сказывал: "Беловодье под индийским царем живет". Врет бабка Афимья, врет солдат: Беловодье - ничье, Беловодье - божье". Так русский писатель В. Я. Шишков описывал старообрядческие поверья о некой таинственной стране. Красивые сказания, не правда ли? Подождем, однако, относить их целиком к фольклорному эпосу, к поэтическому выражению извечной мечты всякого народа о мудрых правителях и совершенном государственном устройстве. Повременим объявлять легенды о Долине Бессмертных, Шамбале и Беловодье чистой восточной утопией типа "Солнечного города" Кампанеллы.
Алтайские старообрядцы так описывали знаменитому художнику и ученому Николаю Константиновичу Рериху, побывавшему на Алтае во время центральноазиатской экспедиции, путь в Беловодье: "Через Кокуши горы. Через Ергор по особому ходу. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят. На конях по особым ходам по Epropy. Или было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая. Станом тонкая. Лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Сроки на все особые".
Много времени и энергии посвятил Николай Константинович Рерих изучению народных преданий о Шамбале. По его мнению, сказание о Беловодье у русских старообрядцев и восточное поверье о долине или острове Шамбала суть родные братья, и в основе их - представление о загадочном Тибетском государстве, населенном великомудрыми жителями. Один глубокий старик рассказывал ученому на Алтае, что два его деда решили найти Беловодье. Они вернулись через три года и поведали о чудесах, которые им довелось увидеть в обители мудрецов. Их рассказ во многом совпадает с буддийскими преданиями о Шамбале. Возможно, поэтому Рерих и считал, что "весть о Беловодье" пошла от калмыков и монголов, то есть из буддийского мира. Интересно, однако, вот что: предание о стране мудрецов в Гималаях существовало не только в буддийской традиции.
Интереснейшая история об экспедиции отца Сергия была записана в русских летописях, хранившихся в старинном Вышенско-Успенском монастыре на Тамбовщине.
Во времена киевского князя Владимира некий русский монах Сергий провел несколько лет в византийских монастырях. Когда Сергий вернулся в Киев, он рассказал своему повелителю предание о загадочном государстве на Востоке - Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. Князь Владимир был настолько зачарован этой легендой, что в 987 году снарядил большой отряд на поиски Беловодья во главе с отцом Сергием - тому было тогда около 30 лет. Князь надеялся, что русская миссия из Королевства Белых Вод возвратится в Киев через три года. Однако ни через три, ни через десять лет отряд не вернулся. Оставалось предположить, что в дальних краях экспедицию постигло несчастье, и со временем о ней забыли.
Но вот в 1043 году в Киеве появился глубокий старец, который объявил себя монахом Сергием - тем самым, которого покойный уже князь Владимир послал когда-то на поиски чудесной восточной страны. И пришелец поведал пораженным слушателям удивительную историю о своем долгом путешествии в Беловодье. Отец Сергий рассказал, что к исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней либо погибли, пало множество животных. В какой-то обширнейшей пустыне путникам попалось много скелетов людей, лошадей, верблюдов, ослов. Возможно, именно эту зловещую пустыню описывал академик В. А. Обручев через девятьсот с лишним лет после путешествия отца Сергия: "Фантастические формы скал, по которым, извиваясь, пересекая ложбины, шла дорога, действительно производили впечатление чего-то сверхъестественного, а попадавшиеся изредка отдельные кости, черепа верблюдов и других животных и целые скелеты их, отполированы песчинками до блеска, усиливали мрачный вид местности, лишенной какой - либо растительности". В конце концов участники похода были так напуганы этими жуткими пейзажами, что наотрез отказались идти дальше. Только двое - самые отважные и выносливые - согласились продолжить путь вместе с отцом Сергием. К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих, еле живых от лишений и болезней, пришлось ocтавить в каком-то селении на попечении местных жителей. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее путь назад он себе отрезал: либо дойти до цели, либо умереть - третьего не дано. Обитатели пустынных мест, по которым шел одержимый инок, рассказывали ему о чудесной стране, которую называли Земля Белых Вод, Земля Сияющих Душ, Земля Живого Огня, Страна чудес, Священное королевство, Запретная земля. Эти чарующие речи поддерживали решимость отца Сергия добраться до Беловодья, и он с темнолицым проводником упорно стремился в неизвестность. Еще через три месяца монах достиг границ Беловодья - озера с белыми от соли берегами. Здесь проводник отказался идти дальше, чем-то неизъяснимо напуганный. Отец Сергий остался в полном одиночестве и... все-таки двинулся в глубь запретной территории. Через несколько дней пути перед изможденным Сергием внезапно возникли два человека. Монах понимал, что они от него хотят, хотя и не знал языка на котором говорили незнакомцы. Они отвели Сергия в селение, где после некоторого отдыха он получил работу.
Спустя время его перевели в другой поселок, обитатели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все новые и новые знания. Он был безмерно счастлив, что нашел благонравных, бескорыстных мудрецов, которые трудились во имя процветания человечества. По его словам, мудрецы обладали чудесной способностью видеть все, что происходило далеко за пределами их обители. Отец Сергий поведал киевлянам, что огромное количество людей из разных стран настойчиво пытались проникнуть в Беловодье, но попытки их крайне редко завершались успехом. В братстве мудрецов издревле существовал закон, согласно которому лишь семь человек в столетие могли попасть в их страну. Шестеро из них впоследствии возвращались в родные края, неся с собой тайное знание, а один оставался жить в Беловодье и становился бессмертным. Киевский монах Сергий не был единственным русским, отправившимся на поиски сказочного Беловодья. Поверье о "Беловодском царстве" бытовало у русских старообрядцев так называемого "никудышного" толка. Известно, что "никудышники", не признававшие священства греко-российской церкви и не примкнувшие ни к одному из старообрядческих согласий, не раз отправлялись в Беловодье, надеясь там найти дониконовское православие "во всей его чистоте и благодати".


В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру "Путешествие уральских казаков в "Беловодское царство". Ее написал уральский казак Г. Т. Хохлов, который в поисках Беловодья в 1898 году вместе с двумя товарищами совершил далекое путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию. В предисловии к брошюре писатель В. Г. Короленко утверждал, что легенда о Беловодье "не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестью". По его сведениям, на протяжении всего прошлого века "были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за... границу для отыскания "Беловодья". Далее В. Г. Короленко пишет: "Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодье через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти "другие" погибают гденибудь в Китае или в суровом, негостеприимном и недоступном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе... По ее мнению - эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель". Так ли уж фантастична идея о существовании Беловодья? Генриха Шлимана высмеивали, когда он, начитавшись Гомера, стал искать Трою. А Шлиман поверил гениальному слепцу и - раскопал легендарный город. Бытующее практически у всех народов мира сказание о потопе долгое время считалось библейской сказкой, пока археологи не обнаружили в Месопотамии следы гигантского наводнения. Может быть, Беловодье тоже ждет своего Шлимана?

«Беловодье»Сергей Буланцев.

Тайная земля, в которую могут быть допущены лишь достойные.

Царство Божье на земле

В русских преданиях Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, Запретной Страной, Страной Белых Вод и Высоких Гор, Страной Светлых Духов, Страной Живого Огня и неизменно сравнивали с земным раем.

По одной из версий, она размещалась на Крайнем Севере, в Поморье, «а проход был от Зосима и Савватия соловецкими кораблями через Ледское море» - распространяли эту легенду соловецкие мятежники, бежавшие в конце XXVII века в поморские леса и известные как «бегуны», или «странники».

Согласно славяно-арийским ведам, Беловодье - тот же остров Буян, который находился некогда на месте современной Восточной Сибири.

На Востоке искал по поручению великого князя Владимира Красное Солнышко чудесную страну и киевский монах отец Сергий. 56 лет провёл он в скитаниях, а вернувшись в 1043 году в Киев глубоким стариком, поведал удивительную историю о своём путешествии в Беловодье. По его рассказу, множество людей, пришедших из самых разных стран, безуспешно старались войти в эту область. Но существовал строгий закон, по которому посещать её разрешалось только семерым людям за столетие. Шестеро из них должны возвратиться во внешний мир после того, как получат секретные знания, седьмой оставался в обители мудрецов, не старея, так как время для него переставало существовать. История эта сохранилась в летописи из Вышенского Успенского монастыря на Тамбовщине.

В самой восточной точке мира помещали и Опоньское царство (ещё одно название Беловодья в XVIII веке). Легенду «Путешествие инока Марка в Опоньское царство» приводит русский писатель-этнограф П.И. Мельников (псевдоним - Андрей Печерский). «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск, на Выборскую деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни, на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подале от них снеговыя горы распространяются на триста вёрст, и снег никогда на оных горах не тает. За оными горами деревня Умьменска (по другому списку - Устьменска), и в ней часовня; инок, схимник Иосиф. От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу; через Губань (Гоби?), потом в Опоньское государство. Там жители имеют пребывание в пределах окияна-моря, называемое Беловодие. На острове нет ни войска, ни самого государства. Здесь все живут исключительно по «божецкому закону» - так описывается путь в Запретную Страну в легенде, записанной Мельниковым.

Продолжение читайте в июньском номере (№6, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

В зимний день автобус, выкрашенный желтой и коричневой краской под цвет окружающей местности, доставил большую группу индийских и иностранных журналистов в один из северных городов Индии. Сутки назад вспыхнул вооруженный пограничный конфликт, и индийское правительство организовало для журналистов, среди которых был и я, поездку в район боевых действий. В гостиницу мы приехали в сумерки и, измученные многочасовой дорогой, мечтали о горячем душе и теплом верблюжьем одеяле. Поднимаясь в номер на второй этаж, я краем глаза заметил неподвижную фигуру на каменном полу открытой веранды.

Рано утром, спускаясь в ресторан завтракать, я вновь увидел эту фигуру и теперь мог рассмотреть ее хорошенько. На джутовой циновке сидел, бормоча какие-то молитвы, буддийский монах средних лет, в яркой шафрановой тоге, с полузакрытыми глазами и отрешенным лицом.

Вскоре к гостинице подкатили «джипы», и мы двинулись в сторону границы. День был крайне насыщенный: нас возили на передовую, мы беседовали с индийскими солдатами и офицерами, посетили полевой госпиталь. Впечатление от всего увиденного было очень тяжелое, и я совершенно забыл о неподвижной фигуре на веранде гостиницы. Каково же было мое удивление, когда вечером я обнаружил монаха на том же месте и в той же позе. Казалось, он даже не поднимался с пола, чтобы переменить позу или размять затекшие ноги. Я подошел ближе и разобрал слова буддийской молитвы «ом мани падме хум» и повторяющееся слово «шамбала».

— Он молится, чтобы мудрые жители Шамбалы остановили кровопролитие, - ответил на мой вопрос знакомый индийский журналист.

Паломники в долину бессмертных

Есть в горах прекрасная долина, защищенная от холодных ветров. Для того, кто вступает в эту долину, колесо смерти останавливается, он достигает нирваны и становится бессмертным. Жители Долины Бессмертных мудры и прекрасны обликом. Они способны путешествовать по вселенной и жить на самых отдаленных звездах. Владыка этой долины - бог милосердия Чен-ре-зи - пристально следит за всем, что происходит в мире... Так гласит тибетская легенда.

Горы Куньлунь - место обитания бессмертных. Именно там согласно восточной традиции родились Ну и Куа - азиатские Адам и Ева. В одной из живописных горных долин стоит девятиэтажный дворец королевы Си Ванг My, целиком построенный из нефрита. Дворец окружен великолепным садом, в котором растет персиковое Дерево Бессмертия. Только люди высшей добродетели удостаиваются права вкусить чудесный плод, после чего становятся вечно юными и бессмертными. В воздухе звучит музыка, хотя нигде не видно ни певцов, ни музыкантов. Достойнейшие утоляют жажду элексиром юности из бьюшего возле дворца источника.

Тебу - это самая прекрасная в мире страна, затерянная в Тибете, повествует даосское поверье. Заснеженные пики гор окружают чудесные долины с реками и водопадами. Обитатели этих долин достигли физического совершенства, обладают высокой мудростью и живут полной духовной жизнью.

Древнейший индийский эпос «Махабхарата» гласит: «На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа (Белый остров)... Там живут мужи, удаленные от всякого зла, к чести-бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силой...» Другой древнеиндийский источник «Пураны» описывает остров Шамбала, который расположен в центре озера нектара: там высятся дворцы и благоухают священные рощи... Достичь его можно на спине божественной золотой птицы.

Во многих тибетских манускриптах таинственная страна также называется Шамбала.

«Есть на свете такая диковинная страна, называется она - Беловодье. И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли, или еще где-то. Скрозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу, путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет - ни пахать, ни сеять, - яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся - бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна диковинная.

Молола бабка Афимья - безрукий солдат при медалях ей быдто сказывал: «Беловодье под индийским царем живет». Врет бабка Афимья, врет солдат: Беловодье - ничье, Беловодье - божье».

Так знаменитый В. Я. Шишков описывал старообрядческие поверья о некой таинственной стране.

Красивые сказания, не правда ли? Подождем, однако, относить их целиком к фольклорному эпосу, к поэтическому выражению извечной мечты всякого народа о мудрых правителях и совершенном государственном устройстве.

Португальский миссионер Стефан Каселла, который прожил в Тибете 23 года и умер там в 1650 году, писал о существовании таинственной Шамбалы. Тибетские ламы прониклись к нему таким глубоким уважением, что даже предлагали ему совершить путешествие в эту запретную страну. Венгерский философ Чома де Кереш провел в одном из буддийских монастырей Тибета четыре года, с 1827-го по 1830-й, и проникся такой горячей убежденностью в реальном существовании Шамбалы, что даже указывал ее географические координаты: от 45 до 50 градуса северной широты, севернее реки Сырдарьи.

Некоторые исследователи Шамбалы полагают, что древнекитайский философ Лао-цзы, автор знаменитого трактата «Дао дэ-цзин», в котором излагается учение о дао - абсолютном, неопределимом, лежащем в основе мира, написал свой труд под влиянием паломничества в Шамбалу. Считается также, что уже на склоне лет Лао-цзы вновь отправился в Долину Бессмертных. Кое-кто из биографов новопифагорейского философа I века нашей эры Аполлония Тианского высказывает мнение, будто бы он тоже посетил Шамбалу. Есть подобные сведения и о некоторых других известных личностях древности и средневековья. На этом пока и остановимся...

«О, сокровище в лотосе»

Совсем недавно, в 60-х годах, тибетские беженцы, спасавшиеся от преследований китайских властей, опубликовали в Индии несколько книг по древней тибетской религии бон. В одной из этих книг - «Тибетско-шаншунском словаре» - была приведена некая загадочная карта. Советский исследователь Б. Кузнецов нашел к ней ключ. Оказалось, что на карте изображены страны глубокой древности - государство Элам, Страна саков, Бактрия, Вавилон, Иерусалим, Египет, а также побережье Каспийского моря. Кроме того, на карте обозначена страна Шамбала.

Мне довелось раздобыть репродукцию одного тибетского панно, на котором изображен город Шамбала. Он расположен за двойным кольцом заснеженных гор, причем между кольцами изображены замки и строения в живописных рощах, а в самом центре помещен дворец правителя Шамбалы. Эта картина поразительно напоминает распустившийся лотос, и при первом же взгляде на нее у меня возникла ассоциация с буддийской мантрой - магическим заклинанием - «ом мани падме хум», что в приблизительном переводе значит «о, сокровище в лотосе». Посвящена ли эта молитва Шамбале - не берусь судить, но открывшееся мне совпадение навсегда осталось в памяти.

Алтайские старообрядцы так описывали знаменитому художнику и ученому Николаю Константиновичу Рериху, побывавшему на Алтае во время Центрально-Азиатской экспедиции, путь в Беловодье: «Через Кокуши горы. Через Ергор по особому ходу. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят. На конях по особым ходам по Ергору. Или было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая. Станом тонкая. Лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан...»

Время донесло до нас легенду о Хуан-ди, «сыне неба», который осуществлял в долине реки Хуанхэ цивилизаторскую миссию. В третьем тысячелетии до нашей эры, гласят древние памятники китайской письменности, Хуан-ди и его сподвижники, будто бы прилетевшие на Землю из созвездия Большой Медведицы, построили в горах Куньлунь дворец, откуда совершали экспедиции в долину Хуанхэ на удивительных самодвижущихся колясках и делились знаниями с местными жителями.

Старинная легенда особо отмечает, что дворец в горах Куньлунь абсолютно недоступен для сторонних людей, а среди тибетцев до сих пор бытует мнение, будто бы попасть в Шамбалу невероятно трудно.

Многие европейские путешественники приводили случаи, когда проводники из местного населения готовы были скорее пойти на смерть, чем вести экспедицию по намеченному маршруту, окажись хоть часть его на некой запретной территории. Если же безрассудный путник все-таки идет вперед, путь ему преградит снежная лавина. Едва он одолеет препятствие, как произойдет оползень или камнепад. Если смельчак и тут не повернет назад, то впереди он обнаружит бездонную пропасть, которая заставит его отказаться от дальнейшего путешествия, ибо ни один нежеланный гость не может попасть в Шамбалу.

«У подножия Гималаев много пещер, и, как говорят, от этих пещер далеко идут подземные проходы. Некоторые видели даже каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что еще не пришло время. Глубокие проходы ведут к великолепной долине», - писал Н. К. Рерих в книге «Гималаи - обитель света». Во всех сказаниях о Шамбале есть общая деталь: жители чудесной страны общаются с окружающим миром, но для этого им не приходится совершать изнурительные переходы по горам, они пользуются разветвленной системой подземных дорог. Поверья старообрядцев гласят, что царство праведных защищено заснеженными хребтами, попасть же в него можно «по особым ходам».

Но пусть человеку дано вступить в Шамбалу, тогда после долгого изнурительного пути взору его откроется прекрасная долина. Забыв на время о легендах, зададимся вопросом: мыслимо ли в принципе подобное в суровых высокогорных краях? И опять свидетельство Н. К. Рериха. Он писал, что во время путешествия по Тибету его экспедиция не раз наталкивалась на живописные долины в таких районах, где обнаружить их казалось совершенно невероятным. В этих оазисах, затерянных среди колоссальных снежных массивов, бьют горячие источники, благодаря которым буйно развивается разнообразная растительность. А вокруг только лед и скалы.

Много времени и энергии посвятил Николай Константинович Рерих изучению народных преданий о Шамбале. По его мнению, сказание о Беловодье у русских старообрядцев и восточное поверье о долине или острове Шамбала суть родные братья. Рерих считал, что «весть о Беловодье» пошла от калмыков и монголов, то есть из буддийского мира. Интересно, однако, вот что: предание о стране мудрецов в горах существовало не только в буддийской традиции.

Экспедиция отца Сергия

Эта интереснейшая история была записана в русских летописях, хранившихся в старинном Вышенско-Успенском монастыре на Тамбовщине.

Во времена киевского князя Владимира некий русский монах Сергий провел несколько лет в византийских монастырях. Когда Сергий вернулся в Киев, он рассказал своему повелителю предание о загадочном государстве на Востоке - Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. Князь Владимир был настолько зачарован этой легендой, что в 987 году снарядил большой отряд на поиски Беловодья во главе с отцом Сергием - тому было тогда около 30 лет. Князь надеялся, что русская миссия в Королевство Белых Вод вернется в Киев через три года. Однако ни через три года, ни через десять отряд не вернулся. В Киеве решили, что в дальних краях экспедицию постигла злая судьба, и со временем о ней забыли.

Но вот в 1043 году в Киеве появился глубокий старец, который объявил себя... монахом Сергием - тем самым, которого покойный уже князь Владимир когда-то послал на поиски чудесной восточной страны. И пришелец поведал пораженным слушателям удивительную историю о своем долгом путешествии в Беловодье.

Отец Сергий рассказал, что к исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней либо погибли, животные пали. В какой-то обширнейшей пустыне путникам попалось множество скелетов людей, лошадей, верблюдов, ослов. Возможно, именно эту зловещую пустыню описывал академик В. А. Обручев через девятьсот с лишним лет после путешествия отца Сергия: «Фантастические формы скал, по которым, извиваясь, пересекая ложбины, шла дорога, действительно производили впечатление чего-то сверхъестественного, а попадавшиеся изредка отдельные кости, черепа верблюдов и других животных и целые скелеты их, отполированные песчинками до блеска, усиливали мрачный вид местности, лишенной какой-либо растительности».

В конце концов участники экспедиции были так напуганы этими жуткими пейзажами, что наотрез отказались идти дальше. Только двое - самые отважные и выносливые - согласились продолжать путь вместе с отцом Сергием.

К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих - еле живых от лишений и болезней - пришлось оставить в каком-то селении на попечение местных жителей. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее путь назад он себе отрезал: либо дойти до цели, либо умереть - третьего не дано.

Еще через три месяца монах достиг границ Беловодья - озера с белыми от соли берегами. Здесь проводник отказался идти дальше, чем-то неизъяснимо напуганный. Отец Сергий остался в полном одиночестве и... все-таки двинулся в глубь запретной территории.

Через несколько дней пути перед изможденным Сергием внезапно возникли два человека. Монах понимал, что они от него хотят, хотя и не знал языка, на котором говорили незнакомцы. Они отвели Сергия в селение, где после некоторого отдыха он получил работу. Спустя время его перевели в другой поселок, обитатели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все новые и новые знания...

Как Сергий поведал киевлянам, огромное количество людей из разных стран настойчиво пытались проникнуть в Беловодье, но попытки их крайне редко завершались успехом.

Киевский монах не был единственным русским, отправившимся на поиски сказочного Беловодья. Поверье о «Беловодском царстве» бытовало у русских старообрядцев так называемого «никудышного» толка. Известно, что «никудышники», не признававшие священства греко-католической церкви и не примкнувшие ни к одному из «поповских» старообрядческих согласий, не раз отправлялись в Беловодье, надеясь найти там дониконовское православие «во всей его чистоте и благодати». В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». Ее написал уральский казак Г. Т. Хохлов, который в 1898 году вместе с двумя товарищами совершил далекое путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию в поисках Беловодья. В предисловии к этой брошюре писатель В. Г. Короленко отмечал, что легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию». По его сведениям, на протяжении всего прошлого века «были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за... границу для отыскания «Беловодья». Далее В. Г. Короленко пишет: «Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе... По ее мнению - эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».

Мечта о добре

Теперь подведем некоторые итоги. Из всего сказанного становится ясным, что легенды о Шамбале - это переплетение вполне земных, реальных представлений (например, о тех же «оазисах» среди горных пиков) с фантастическими рассказами, всплывшими из глубин восточных мифологий. В Шамбале будто бы существует «лекарство правды», приняв которое человек очищает душу от лжи и впредь говорит только правду. Чувствуя приближение старости, жители Шамбалы постятся некоторое время, затем пьют чудесный напиток из родника вечной юности и вновь становятся молодыми. Тибетская молва повествует об «орлиных камнях» Шамбалы, которые исправляют зрение, могут излучать тепло и холод, освещать и ввергать окрестности в тьму.

Может быть, все-таки еще раз вспомним ставший уже банальностью древний афоризм о том, что новое - это хорошо забытое старое. Дети XX века, возымевшие фантастическую технику, подчас с изрядной долей снисходительности говорят о своих далеких предках, считая их примитивными созданиями с каменными топорами в руках. А между тем эти «примитивы» создавали литературно-философские шедевры, которые поражают нашего современника глубиной проникновения в тайны бытия. Вот фрагмент одного из космогонических гимнов Ригведы:

«Тогда не было ни сущего, ни несущего;
не было ни воздушного
пространства, ни неба над ним.
Что в движении было? Где? Под чьим покрывалом?
Чем были воды
непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия.
Не было различия между ночью и днем».

Представления авторов этого гимна о становлении мироздания вписываются и в наши сегодняшние воззрения. А между тем гениальные творцы Ригведы, столь «современно» излагающие происхождение вселенной, жили, как утверждают некоторые ведологи, в пятом или даже шестом тысячелетии до нашей эры. Что касается лам, посвященных в тайну Шамбалы, то они по сей день детально рассказывают о геологических катаклизмах, которые в незапамятные времена разрушили неведомые теперь континенты в Атлантике, Индийском и Тихом океанах...

Каким образом сохранились эти сведения и насколько они истинны - неизвестно. Но подобная память о «делах давно минувших дней» служит прежде всего предостережением против новых катаклизмов в будущем. А что может быть страшнее катаклизма, которым грозит нашему миру накопление запасов смертоносного термоядерного оружия?! Таким образом, символика Шамбалы и в этом смысле вполне современна.

Сольем воедино мифы и легенды о Шамбале - и мы получим, что главная суть их - мечта об избавлении человечества от кошмара суеверий, социальной несправедливости и насилия, мечта о великой судьбе, уготовленной «человеку разумному» на нашей Земле, о добре и искоренении величайшего зла, которое когда-либо знали цивилизации, - войн. В конечном итоге мечта о сохранении для себя и для потомков замечательной голубой планеты, на которой мы живем.

А ведь для нас, людей XX века, такая мечта перестала быть недосягаемым идеалом, это - задача, требующая незамедлительного решения.

Сергей Буланцев

Реальность и легенда

Легенда о Шамбале, Беловодье, Белом острове, о таинственной земле обетованной, полной чудес, вот уже много веков живет и не умирает на просторах Азии. Она привлекала неослабное внимание русских путешественников и ученых. Н. М. Пржевальский в одном из своих трудов писал: «Другой весьма интересный рассказ, слышанный нами... было предсказание о Шамбалыне... обетованной земле буддистов... Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе».

Известный русский художник, крупный ученый и путешественник Н. К. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции, длившейся с 1923 по 1928 год, собрал большой материал об этой таинственной стране. Тщательно проанализировав его, он пришел к выводу о типологической общности легенд о Беловодье, Шамбале, Белом острове. Различные же названия страны, упоминаемой в сказаниях, свидетельствуют лишь о разнообразии и обширности регионов распространения этой легенды: Индия, Тибет, Алтай... Доктор исторических наук Н. Н. Покровский в докладе, прочитанном им в 1976 году, сообщил о том, что археографические экспедиции, проводимые Сибирским отделением АН СССР, зафиксировали легенду о Беловодье в Восточном Казахстане, а также в долинах верхнего Енисея. В связи с этим академик А. П. Окладников обратил внимание на предание о земле «бородатых людей», распространенное на востоке Сибири. Такая широкая география легенды ставит ее в один ряд с преданием о потопе, реальность которого подтверждена археологическими исследованиями.

Рассматривать легенду о Шамбале, или Беловодье, однозначно нельзя. Она крайне многослойна, что свидетельствует о ее значительном возрасте. На заре какой исторической эпохи она появилась? Ответить на это трудно. Мы только знаем, как правильно сообщает С. Буланцев, что о ней есть упоминания в добуддистских источниках Тибета. Есть много вариантов этой легенды, существует значительное количество подробностей самого разного характера, связанных с ней. Но основная канва может быть найдена в любом варианте.

Н. К. Рерих вскрыл в легенде о Шамбале один из ее древнейших пластов, связанный с эпохой переселения народов. Ученого натолкнули на эту мысль многочисленные сказания о подземных ходах и пещерах, в которые якобы уходили и навсегда исчезали целые племена и народы. Таким образом, заповедная страна превращалась в подземное царство, куда устремлялись эти племена и народы. «Каждый вход в пещеру, - писал в связи с этим Н. К. Рерих, - предполагает, что кто-то уже вошел туда. Каждый ручей - особенно подземные ручьи - побуждает к фантазии о подземных ходах». Продолжая свою мысль, Рерих замечает: «Народ определяет эти проблемы много проще: для них все, что исчезло, отправилось под землю».

Передвижение кочевых народов в отдаленные времена, их исчезновения из мест первоначального заселения, их внезапные появления в неожиданных районах питали народную фантазию, облекали реальные факты прошлого в легендарную форму.

Легенда о Беловодье, на мой взгляд, является более поздним слоем основного предания. Несколько веков назад в России началось староверческое движение.

И древняя легенда о заповедной земле счастья и справедливости получила новую жизнь. Русские крестьяне, уходившие от преследований официальной церкви и феодального произвола, мечтали о стране, где кончатся их беды и страдания и где они мирно займутся земледельческим трудом. Они уходили в отдаленные районы Сибири, начинали обживать Алтай. Легенда о заповедной стране продолжала жить среди староверов еще два века спустя. Она обрастала новыми подробностями, реальными н фантастическими, и несла в себе заряд какой-то странной действенности. Люди неутомимо стремились на поиски чудесной страны. Они пускались в трудный, неизведанный путь в одиночку, группами, а иногда целыми «обществами». Крупнейшие русские путешественники Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов с пристальным вниманием следили за этими передвижениями. «К лучшим результатам, - писал Пржевальский, - привели расспросы относительно давнего пребывания русских староверов на Лобноре. О них рассказывали нам лица, видевшие собственными глазами пришельцев, явившихся в эту глушь Азии, вероятно, искать обетованную страну Беловодье». Козлов во время своей экспедиции в Монголию и Кам в 18S9 году беседовал со старовером Рахмановым, который сам ходил на Лобнор в поисках Беловодья.

Путешествия в поисках Беловодья, рассказы о чудесах заповедной страны нашли отражение даже в русской художественной литературе. Короленко, Мельников-Печерский, Шишков на страницах своих произведений запечатлели рассказы странников, будивших воображение не одного поколения русских крестьян. «Но дошли мы все-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры», - рассказывает один из героев романа Мельникова-Печерского «В лесах». Беловодьем русские староверы называли множество мест, где, как им казалось, начинается земля обетованная.

Реальность и легенда шли рядом, часто незаметно подменяя друг друга. И поэтому реальность была похожа на легенду, а легенда на реальность. Такое соотношение легенды и реальности было зорко подмечено Н. К. Рерихом: «В этих оберегаемых и сохраняемых преданиях вы можете узнать реальность прошлого. В каждой искре фольклора есть капля Истины, приукрашенной или искаженной».

Пока, к сожалению, удовлетворительной расшифровке не поддается ряд сведений, связанных с легендой о Шамбале, - таких, как данные о контакте Шамбалы с космическими цивилизациями и предания о затонувших материках и погибших культурах.

Очерк С. Буланцева, написанный на основании многочисленных источников, дает нам повод утверждать, что в легенде о Шамбале наряду с фантастическими моментами есть реальные или отражение таковых. Но у читателя должен возникнуть естественный вопрос: существовала все-таки или нет таинственная страна Шамбала, Беловодье, Тебу?

Ряд редких особенностей самой легенды и ее необычная историческая судьба заставляют нас отнестись к ней серьезно и продолжить ее исследование. Нет ничего более легкого, чем отрицание или тенденциозный подбор доказательств для опровержения того или иного предания, пришедшего к нам из древности. Много труднее осмыслить эти предания, проанализировать их, вскрыть их временной пласт и суметь увидеть реальность, стоящую за ними. Только такой путь может быть плодотворным.

Л. Шапошникова, кандидат исторических наук, лауреат премии имени Джавахарлала Неру

gastroguru © 2017