Эскориал внутреннее убранство дворца. Достопримечательности испании - эскориал

Включение 1984 (8 сессия)

Координаты : 40°35′21″ с. ш. 4°08′52″ з. д.  /  40.589167° с. ш. 4.147778° з. д. (G) (O) 40.589167 , -4.147778

* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Монастырь Эскориáл - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II . Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама . Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света» , и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром» .

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 года , когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии . Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo ), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона , а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма . Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима . Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 году . Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо , ученик Микеланджело , а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере , которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле , мрамор привезён из Арасены , скульптурные работы были заказаны в Милане , бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо , Сарагосе , Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо , Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана , Эль Греко , Сурбарана , Риберы , Тинторетто , Коэльо .

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Потолочная живопись во дворце Эскориал

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы. Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja ), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes ), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея . В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка , а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан , придворный художник Карла V .

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V , чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V , который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии , и Фердинанда VI , чья могила находится в Мадриде . Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев , где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон . Его сын и нынешний король Хуан Карлос I , да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина , Альфонсо Мудрого и св. Терезы . Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов , иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде .

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль . Численность населения по данным на 2011 год составляет около 19 тыс. человек.

Литература

  • Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998.
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под. ред. Л. М. Брагиной. М .: Высшая школа, 2001.

Ссылки

Прежде всего - простота в строительстве,
серьезность в целом;
благородство без высокомерия,
величие без показной роскоши…
Из инструкций короля Филиппа архитектору Толедо

Как добраться

много итальянских и испанских живописцев. Босха и его учеников здесь даже больше, чем в Прадо.

В отличие от Прадо, где все сопровождающие полотна надписи на испанском, в Эскориале к каждому залу прилагается стендик с информацией.

В какой-то момент картины заканчиваются и по указателям мы выходим в знаменитый «Зал сражений», или, как его еще называют «Зал алебард».

«…я, ступив четыре шага, оказался на широкой галерее: потолок и стены ее были украшены фресками, изображавшими батальные сцены, а из меблировки имелись только письменный стол с чернильным прибором на нем и кресло. Девять окон, выходивших во внутренний двор, давали достаточно света, чтобы я мог разглядеть висевшее на дальней стене полотно, запечатлевшее схватку христианских рыцарей старых времен с маврами, причем все детали вооружения и сбруи выписаны были в мельчайших подробностях. Тогда, впервые оказавшись в так называемой «Галерее Сражений», я не в силах был себе представить, до какой степени эти картины, прославляющие былые триумфы Испании - громкие победы при Игуруэле, Сен Кантене и Терсере, - равно как и весь остальной дворец, станут мне привычны и знакомы».

Кроме галереи Сражений, где мы рассматривали полотно не менее получаса, можно зависнуть еще и в зале карт, рассматривая карты известного тогда мира, на которых, например, еще нет Франции, но есть Фландрия и Бургундия. Да, и Россия тоже на кое-каких картах имеется.

Хорош также зал, где висят портреты Габсбургов – даже если не знать, что это всё сплошь представители одной семьи, это заметно сразу: фирменные выпученные глазки и оттопыренная нижняя губка – многочисленные родственные браки на пользу потомкам не пошли. В приемной зале привлекают внимание двери из семнадцати сортов дерева, подаренные испанскому королю Максимилианом Австрийским в 1567 году.

Уникальная работа - потому и защищены бронебойным стеклом. Из спальни Филиппа II и прилегающих комнат очень красивые виды на сады Эскориала.

«А сады, и вправду поражая воображение, складывались в диковинные фигуры, причудливыми лабиринтами огибали десяток фонтанов, где лепетала вода. Защищенные от порывов северного ветра фасадом самого дворца монастыря, по стенам которого на шпалерах вились жасмин и шиповник, они прелестными террасами уходили к южному крылу, открывая взгляду пруд, где плавали утки и лебеди. С юга и запада зеленовато серо синими громадами подступали горы, а на востоке далеко, до самого Мадрида, тянулись необозримые пастбища и королевские леса».

Часто пишут, что спальня короля, где он и умер, поражает аскетизмом. Ну не знаю, сколько мне довелось в своей жизни посетить замков и дворцов, везде личные покои вельмож и королей были гораздо скромнее парадных залов, блещущих золотом, росписями, мрамором или чем-то еще. Спальня как спальня, прямо скажем, не келья. Зато прямо из нее король мог пройти прямо в церковь, а когда был уже не в силах вставать с постели, кровать придвинули к окошку, через которое монарх мог присутствовать на всех службах.

В зале карт находится еще солнечная линия – металлическая полоса на паркете, которая проходит к окну, и на конце ее изображен герб и буква F. Это специальный дивайс: когда-то в стене комнаты была специальная дырочка, через которую в комнату проникало солнце, в полдень солнце было ровно на этой линии, и таким образом во дворце проверяли часы. Буковка F обозначает короля Фердинанда VI, при котором эту штуку сделали.

Пантеон королей (Pantheon de los Reyes)

Выглядит усыпальница королей Испании, начиная с Карла V, императора Священной Римской империи, как 26 золоченых мраморно-яшмовых саркофагов, поставленных в 4 ряда. Построена она точно под алтарем базилики.

Здесь не были погребены только Филипп V, который похоронен в Сеговии, Фердинанд VI, чья могила находится в Мадриде, и Амадео Савойский, нашедший покой в Турине. Последним здесь был погребен король Альфонсо XIII. С королями рядом лежат жены, ставшие матерями королей. Прочие жены похоронены в пантеоне принцев (инфантов). Исключение составляет единственная королева со времен Филиппа II – Изабелла II, которая похоронена вместе со своим мужем Francis Asis de Bourbon, принцем-консортом, ставшим отцом короля; второе исключение – королева Изабелла де Бурбон, не ставшая матерью короля, но погребенная здесь потому, что ее сын, наследник престола, умер гораздо позже ее.

«Королева у нас была красавица. И француженка. Приходилась дочерью великому Генриху IV, имела от роду двадцать три года, белую кожу, ямочку на подбородке. Хоть величие ее величества и умерялось природным умом и тонкостью, однако всякий бы сразу сказал, что она рождена царствовать: эта чужестранка уселась на испанском престоле так же непринужденно и уютно, как ее свойственница Анна Австрийская, сестра Филиппа Четвертого и жена Людовика Тринадцатого - на престоле французском. Когда же неумолимый ход событий привел к схватке дряхлого испанского льва с молодым галльским волком - решалось, кому быть повелителем Европы, - обе королевы, воспитанные в строжайших понятиях о долге и чести, определяемых голубой кровью, без раздумий и колебаний поддержали своих августейших мужей, а интересы новых отечеств восприняли как свои собственные. Так что суровые времена, которые наступить не замедлили, породили любопытный парадокс: мы, испанцы, которыми правила француженка, резались с французами, которыми правила испанка. Вот, черт возьми, какие неожиданные коленца откалывают политика и война».

Прочитав заранее, что здесь же похоронен со своей женой, доньей Марией (Doña María de las Mercedes), отец нынешнего короля, дон Хуан де Бурбон (Juan de Borbón), отрекшийся от престола в пользу сына, я долго и безуспешно искала его усыпальницу, но тщетно. Только углубившись в источники по данному вопросу, стало ясно, что похоронен он вроде бы и в пантеоне, но в то же время пока и не в нем самом: смежной комнатой с пантеоном является комнатка, по-испански называемая pudridero, или по-нашему, «комната разложения» (как ни жутко это звучит): там, в специальных свинцовых урнах, хранятся в течение 50 лет останки последнего умершего короля и его супруги, считается, по прошествии именно этого срока тела полностью разлагаются и потом можно их переместить в парадные гробницы. Таких «комнат разложения» 2 – для королей и для пантеона принцев. Доступ в них имеют только монахи монастыря, который в Эскориале до сих пор действует.

Дон Хуан с супругой будут помещены в пантеон королей, хотя фактически королем и королевой они никогда не были – из-за революции в Испании, Второй республики и изгнания Альфонсо XIII из Испании. Тем не менее, действующий король принял решение пойти против традиций, и похоронить отца среди королей, и испанский народ его поддержал – всем и так ясно, что де-юре дон Хуан все же был королем Испании, хотя от престола отказался. Третья урна в «комнате разложения» - это прах Виктории Евгении фон Баттенберг (Victoria Eugenie fon Battenberg), матери дона Хуана и бабушки нынешнего короля, жены изгнанного короля Альфонсо XIII. Хотя она, строго говоря, так и не стала матерью короля, она также будет погребена в пантеоне королей – как мать дона Хуана, признанного королем. Именно для них троих и предназначены три оставшиеся пустыми гробницы в королевском пантеоне. Вопрос, где будут погребены ныне здравствующие члены королевской семьи, до сих пор остается открытым. Видимо, испанцы, что посетили пантеон одновременно с нами, именно обсуждением этого вопроса и занимались – весьма громко и непочтительно.

Дальше туристам предлагают посетить так называемый Пантеон инфантов. Погребены там не только дети королей, но и те самые жены, чьи дети не стали королями. Пример, когда королева была матерью наследника, и похоронена была в королевском пантеоне, но в итоге ее сын королем так и не стал, рассмотрен выше – прах Изабеллы де Бурбон решили не трогать. Интересно, если королева умерла, и ее сын внезапно стал королем, потому что все прочие наследники тоже погибли от разных напастей – совершили бы перезахоронение?

Усыпальниц в этом пантеоне много больше, чем в королевском, что понятно – королев было много, мать короля – одна (к примеру, Фердинанд VII имел, судя по гробницам, 3 жен, и 2 из них похоронены в пантеоне инфантов, рядом), да и детская смертность в те времена была высока. Пожалуй, сильнее всего запомнился огромный тортообразный мраморный мавзолей для принцев и принцесс, умерших до совершеннолетия.

Невольно мы вспомнили усыпальницу Габсбургов в Вене в Капуцинерскирхе, где в подземелье, где гулко звучат твои шаги, печально стоят вычурные и пыльные супницы-гробницы. Там чувствуется, что все это – прошлое, история, а в усыпальнице Эскориала как-то чувствуется, что захоронения здесь еще будут, и от этого немного жутко.

Базилика San Lorenzo el Real

В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым,
таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии
и подавленным несгибаемой силой,
что молитва кажется полностью бесполезной.

Теофил Готье

Базилика Сан-Лоренцо-эль-Реаль имеет форму не латинского креста, как было задумано изначально, а форму греческого – где все стороны креста равны по длине. Купол базилики делался по образу и подобию купола собора Святого Петра в Риме (Хуан Батиста де Толедо был учеником Микеланджело), но если Сан-Пьетро весь – торжество Ренессанса, то базилика, созданная по заказу сурового короля, сурова, аскетична, величественна. Богато украшено только заалтарное пространство, ретабло по-испански,высотой 28 метров: позолота, трехъярусная роспись, бронзовые скульптуры работы Leone Leoni. Обратите внимание на коленопреклоенные статуи Карла V, его сына Филиппа II и их семей за молитвой, также работы Леони. Вот именно это великолепие король и мог наблюдать прямо из своиз покоев, не вставая с ложа. Кстати, по задумке короля, росписи должны были делать Микеланджело и Тициан, но обоим мастерам к тому времени было уже за 80, и Микеланджело умер в 1564 году, через год после начала строительства дворца, а Тициан отговорился слабым здоровьем и отказался приехать. Поэтому росписи на потолке и за алтарем выполнили менее маститые европейские мастера.
http://www.wga.hu/art/c/coello/sagradaf.jpg

Кроме искусства светского, украшением базилики и монастыря являются сокровища церковные, а именно около 7,5 тысяч реликвий в 570 ковчежцах, выполненных как самим Хуаном де Эррерой, так и его помощником Хуаном де Арф Виллафаном (Juan de Arfe Villafañe). «…1515 рак и ковчегов стояло там, в них хранились 10 целых скелетов, принадлежавших святым и мученикам, 144 черепа, 366 берцовых и лучевых костей, 1427 отдельных пальцев». Лион Фейхтвангер

Из базилики можно выйти в так называемый «Дворик евангелистов» (Patio de los Evangelistas), украшенный скульптурными изображениями евангелистов.

Библиотека

На закуску осматривающим дворец – библиотека дворца, уступающая только Ватиканской. Однако сначала обращаешь внимание на яркую роспись потолка и торцевых стен, которая была выполнена мастером Тибальди и его дочерью. Аллегорические изображения наук и искусств символизируют риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и грамматику, теологии и философии посвящены торцевые стены.

Вдоль стен стоят большие застекленные шкафы, где хранятся уникальные книги – от арабских манускриптов V века и собрания марокканского султана Zidan Abu Maali (1603-1627) до работ по картографии, истории, медицине, церковной литературы, издаваемых в Средние века. Говорят, что в библиотеке хранится ок. 40 тысяч книг и ок. 3 тысяч рукописей. Вы, безусловно, обратите внимание, что книги стоят корешками к стене – так своеобразно берегли украшения переплетов. Интересно, как тогда искали нужную книгу – вытаскивая за страницы все подряд? Даже если предположить, что у библиотекарей были каталоги и описания, что где стоит, сей процесс был трудоемким и громоздким. Впрочем, можно предположить, что короли не читали, а только собирали книги, тогда все упрощается. В свое время Папа Григорий XIII издал буллу, где писал, что каждый укравший отсюда книгу будет автоматически отлучен от церкви. В центре комнаты стоят глобусы и астрономические инструменты – верно, кто-то из королей баловался изучением звездного неба, или их перенесли из классных комнат, где инфантов обучали разным наукам.

Покинув дворец, мы вышли на залитую солцем площадь, называемую лонха (lonja), на которой активно веселились ребятишки, обучающиеся в школе при здешнем монастыре. Если встать лицом ко входу к школе и монастырю, то с правой стороны будет отличный вид на Эскориал.

Этим видом на дело рук своих любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (Jardin de los Frailes), где можно увидеть прогуливающихся монахов. А нашей целью было найти знаменитое «кресло Филиппа», где король наблюдал за постройкой дворца.

Кресло Филиппа

Напротив входа во дворец, где расположены кассы, в глубине городских кварталов расположено турбюро. Карту города мы взяли, хотя интересно нам было другое – как пройти до Кресла. Тетенька в турбюро вопросу туристов удивилась, быстро поняла, чего от нее требуется, и стала быстро-быстро черкать по карте, объясняя как идти. По-английски сие место они именуют Chair, по-испански – Sella (ну вдруг вас тоже туда понесет). Мы вернулись к колледжу и монастырю, спустились мимо садов дворца вниз и, ориентируясь на указатель, потопали вдоль шоссе. Минут через 15 стало ясно, что идем мы куда-то не туда: кругом наблюдались одни коттеджи, и следов того, как в нашем представлении выглядит это самое кресло, не было вовсе.

Сразу скажу, что в моем понимании место, с которого король наблюдал за строительством дворца, и которое называют «кресло короля», выглядело как башня со смотровой площадкой на вершине, не больше и не меньше. Вот ее и высматривали. Почуяв неладное (ну то есть что идем совсем не туда), мы подскочили к благообразному сеньору и осторожно спросили, владеет ли он великим и могучим английским. В тот день нам везло: английским владели решительно все опрошенные испанцы, и сеньор утвердительно закивал. Узнав о цели нашего путешествия, предложил немного проводить до места, по пути ведя с нами светскую беседу о России, о том, как нам нравится Испания, о необычно холодной зиме (на улице было примерно +16). Собственно, после того, как мы спустились от площади перед дворцом, не нужно было идти ни на какое шоссе, а нужно было идти в направлении полей для гольфа. Через парковую зону от указателя идет дорожка, вот по ней нам и нужно было топать. Сеньор до этой дорожки нас довел, объяснил, что идти еще минут 10 пешком, до «зоно траффико», то бишь оживленной дороги, и оттуда типа уже видно, куда идти.

«Зона траффико», которую я представляла как минимум МКАДом, оказалась действительно шоссейной дорогой, по которой примерно раз в 15 минут проносилась машина. Перейдя шоссе, мы углубились в лес. По пути справа у вас будет серая церковка, напротив нее – столики-скамеечки и каменный фонтан.

Рядом стоит плакат, вот за этим плакатом нужно углубляться в лес. Пешеходных троп и указателей не предусмотрено, шли мы наобум, под ногами был исключительно мох и каменюки, хрустели ветки. Смеркалось. Начались каменюки побольше, еще побольше, настоящие валуны, на которые мы стали взбираться. Отчего-то вспомнилось начало фильма «Братство волка», когда тетка удирает от этого самого волка, активно хомячившего пейзан. Когда за спиной что-то хрустнуло, я птицей взлетела на ближайший валун и настороженно осмотрелась. И о чудо – с этого самого валуна было отлично видно Эскориал.

Родилась мысль – а что если король не построил башню, с которой смотрел на дворец, а воспользовался тем, что из этого леса и с большущих каменюк, стоящих на холме, было прекрасно видно все строительство?

Тогда наша задача менялась – нам нужно было найти самый высокий камень на этой горе и проверить его на предмет возможности забирания туда короля. Минут через 20 стало ясно, что мы нашли то, ради чего полезли в этот лес – перед нами было нагромождение валунов, а один из них действительно имел в середине выемку, как раз удобно поставить креслице для короля. Что место непростое, подтверждали несколько банок из-под кока-колы, засунутые в расщелину между камнями, в то время как в лесу было очень чисто. Значит, здесь бывают люди… А виды отсюда на горы, окружающий лес и дворец и правда исключительные! Так и представляю, как король, посиживая на валуне на складном креслице, посматривал в подзорную трубу на строящийся дворец.

Темнеть стало уже нешуточно, и мы решили попрыгать до станции. Забредя по пути еще и на расположенную неподалеку конеферму и обнаружив, что она – частное владение, мы достигли шоссе и пошли не по левой дороге, которая привела бы нас к дворцу, а по правой – так, по нашему мнению, было быстрее до станции. Расспрашивая по пути аборигенов, вывезших на местные пустоши выгуливать своих бульдогов и догов, мы вышли к шлагбауму, повернули за ним вправо, потом влево, прошли вперед и примерно километра через полтора вышли на ту самую дорожку, освещенную фонарями, которая и ведет от дворца через парк до железнодорожной станции. Очень понравилось общение с одним доном, который, видимо, давно не практиковался в английском, но объяснил нам куда идти, он довольно толково, так вот, когда он по нашим мордашкам понял, что мы его поняли, аж высунул кончик языка от удовольствия и зажмурился – помог! Кстати, публика в Эскориале проживает сплошь почтенная, приличная, эмигрантов не видно вовсе. Наверное, элитный район, частная застройка.

И уже садясь в поезд и глядя в окно на башни Эскориала, освещенные фонарями, я подумала, что, наверное, Эскориал – самый яркий памятник некогда могущественной Испании, властительницы полумира, империи, над которой никогда не заходило солнце…

«Мы тогда еще не до конца впали в ничтожество, еще держались некоторое время на плаву, еще не перевелись у нас солдаты и побрякивали в казне последние медяки. Голландия нас ненавидела, Англия - опасалась, Оттоманская Порта - остерегалась, Франция скрежетала зубами в бессильной злобе, Святой Престол с большим почетом принимал наших послов, облаченных в черное, облеченных особыми полномочиями и преисполненных сознания собственной значительности, а вся прочая Европа, чуть заслышав тяжелую поступь пехотных наших полков - во всем мире не было в ту пору им равных, - содрогалась от ужаса, словно сам сатана бил в барабан, под который шли они. И вы уж поверьте человеку, пережившему и эти годы, и те, что за ними последовали: вровень с нами тогдашними некого поставить».

В рассказе об Эскориале использованы фрагменты из книги Артуро Перес-Реверте «Кавалер в желтом колете».

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» находится недалеко от . Если вы еще не догадались, то речь идет об Эскориале - монастыре-дворце короля Филиппа II. Чтобы попасть в этот знаменитый монастырь нужно приехать в городок с созвучным названием Эль-Эскориал. Давайте вместе подробнее познакомимся с этим величественным и очень интересным местом.

Достопримечательности Эскориала

Многие туристы едут в Мадрид лишь для того, чтобы посетить этот великолепный дворец, в котором собралось огромное количество исторических ценностей.

  1. Гробницы. В мавзолее Эскориала можно увидеть останки очень известных исторических личностей. К ним относятся: все короли Испании, начиная с самого КарлаV (исключение составляет лишь Филипп V), королевы – матери наследников, а также принцы и принцессы XIXвека, чьи дети не смогли унаследовать трон. В мавзолее Эскориала можно найти даже захоронение Дона Хуана Бурбона, отца короля Испании Хуана КарлосаI.
  2. Главный собор монастыря. Эти залы стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть искусно расписанный потолок и мастерски нанесенные фрески. В соборе имеется 43 алтаря, для украшения которых, приложили руку многие испанские и итальянские мастера. Такие шедевры искусства, как находящиеся возле этих алтарей нельзя увидеть больше нигде! Рассказывая о соборе, очень хочется добавить слова Теофиля Готье, который сказал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной ».
  3. Библиотека. Содержание местной библиотеке позволяет сравнивать е с Ватиканом. Больше нигде на земле нет таких мест, где собралось бы такое огромное количество книжных редкостей. Тут хранятся рукописи Св. Августина, Альфонса Мудрого, Св. Терезы, а также множество арабских рукописей и работ по картографии, датируемых еще Средневековьем. Кстати, для того, чтобы сохранить украшения на переплетах, в этой библиотеке многие из книг стоят корешками внутрь. А Папа Григорий XIII дал распоряжение о том, чтобы каждого, кто осмелится украсть книгу из этой библиотеки, отлучали от церкви. Кроме находящихся тут книг, также стоит взглянуть и на оформление помещение, а конкретнее, на потолок. Росписью этого потолка занимался Тибальди и его дочь. Они сделали потолок, который символизировал бы семь наук: диалектику, риторику, грамматику, астрономию, арифметику, музыку и геометрию. А для теологии и философии были полностью посвящены торцевые стены библиотеки.
  4. «Вышка Филиппа». Когда то именно с этого места король наблюдал за строительством Эскориала. Подняться туда стоит и туристам, ведь именно отсюда заметно, что дворец выполнен в форме решетки, на которой был сожжен Св. мученик Лаврентий, считающийся покровителем всего Эскориала.
  5. Музей. Не обошлось без него и во дворце Эскориала. Тут их расположено сразу два. В одном из них можно вплотную познакомиться с историей строительства Эскориала. Увидеть наброски, рисунки, чертежи и графики. А вот второй музей полностью отдан под работы великих и известных мастеров XV-XVII веков. Среди полотен можно встретить работы Босха, Тициана, Веронезе и многих других уникальных личностей.

Режим работы Эскориала

Чтобы попасть в это интересное место и не приехать впустую, хотим сообщить вам часы работы Эскориала. Он открыт для посетителей с 10 утра, до 5 часов вечера, 6 дней в неделю, за исключением понедельника. Вход стоит около 5 евро. Рассчитывая время для поездки, учтите размеры данного места, и настройте себя на то, что на эту экскурсию вы потратите не меньше 3 часов.

У меня в запасе остался всего один день на осмотр окрестностей испанской столицы…

В претендентах на однодневное путешествие из Мадрида значились дворцы Ла-Гранха и Аранхуэс, однако душа просила чего-то особенного. Не хочу выпендриваться, но посудите сами, чему можно удивиться после наших Петергофа и Эрмитажа? Парков шикарнее первого всё равно ещё не придумали (особенно для марта месяца!), а царские палаццо вроде второго я посещаю с малых лет. Зато легендарный комплекс из королевского дворца и монастыря – это что-то новенькое. Сомнений не оставалось, меня ждал Эскориал!

Как доехать до Эскориала из Мадрида

На автобусе – просто и удобно. Время в пути – 55 минут, в будни рейсов довольно много, на выходных в разы меньше. Отправление с автовокзала Moncloa, куда из центра Мадрида идёт прямая ветка метро, прибытие в Эскориал на местный автовокзал (estasion de autobuses), что в 5 минутах ходьбы от монастыря. Для поездки подойдут два автобуса, номер 661 и 664, расписание можно найти , введя тот или иной номер маршрута. Билеты продаются прямо у водителя, цена – 4.20 евро в один конец (как для автобусной поездки через 5 транспортных зон Мадрида и пригородов: здесь из A в C1). Плюс 3 евро за билет на метро до автовокзала и обратно, если у вас нет специального проездного.

На электричке – неудобно и со своими тонкостями. Время в пути – чуть больше часа, отправление 1-2 раза в час. В Эскориал ведёт железная дорога Cercanias, включённая в городскую систему метро (). Вам понадобится ветка С-3, которая в центре Мадрида проходит через станции Sol и Atocha. Интересно, что иногда та же линия именуется как С-8, поэтому важно смотреть на табло над перроном, где указана конечная станция: на пути туда – El Escorial (возможно также Santa Maria), а обратно – Aranjuez (или иногда Atocha). Расписание электричек есть на сайте пригородных поездов , однако на пунктуальность не рассчитывайте, случаются опоздания. Билеты продаются только в день отправления в специальных кассах Cercanias или в автоматах с таким же логотипом железной дороги. Цена – 4.05 евро в один конец (как для ж/д билета для поездки через 6 зон: из нулевой в С1). В Эскориале вокзал расположен в 2 км от монастыря. Это расстояние можно пройти пешком по парку или новой части города (около 30 минут), но дорога забирается в горку, так что прогулка может быть нелёгкой, особенно если по жаре или в плохую погоду. Лучше всё-таки проехать пару остановок на местном автобусе №1 (за 1.30 евро в один конец), если получится его найти))) С этим тоже непросто, ибо указателей в районе вокзала нет (ни на автобус, ни на монастырь), поэтому лучше спросить у местных, главное не запутаться в названиях: El Escorial – городок вокруг станции, а монастырь – это San Lorenzo de el Escorial (но для простоты дальше звать его Эскориалом).

В этот раз пришлось ехать на поезде, потому что моя попутчица плохо переносит автобусы. На ближайшей к отелю станцию метро Sol мы купили билеты в автомате (на английском ничего сложного) и уселись ждать. Однако поезд вовремя не пришёл, и никаких сообщений на табло и, как мне показалось, по громкой связи, не появлялось. Было совершенно непонятно, можно ли идти гулять по городу целый час до следующей электрички или стоит подождать. Выбрали второе и не ошиблись: поезд приехал через 20 минут. В Эскориале тоже пришлось помучиться с навигацией, но в итоге помог кто-то из аборигенов, а вот на обратном пути проблема была уже в том, чтобы рассчитать время до поезда: дорога на вокзал почему-то казалась бесконечной. В общем, я рекомендую по возможности ехать на автобусе, так проще!

Внешне Эскориал выглядит внушительно

Посещение музейного комплекса: организационные моменты

Самое главное , что надо помнить – не приезжать в Эскориал в понедельник, когда музей закрыт! В остальное время он работает с 10 до 18 или до 20 в зависимости от сезона, подробности по ссылке .

С билетами всё просто:
— обычная цена – 10 €,
— льготная (дети до 16 лет и студенты до 25 лет, с паспортом или ISIC, соответственно) – 5 €,
— бесплатно – 18 мая и 12 октября (представляю, сколько там народа!) и дети до 5 лет всегда.

Навигация по музею – большая проблема. На вопрос, можно ли вместе с билетом получить план дворца (как, например, дают в Эрмитаже), в кассе мне ответили «фотографировать запрещено»))) Знания английского языка в одном из главных музеев страны на высоте! Потом уже выяснилось, что подобной схемы в принципе не существует, то есть блуждайте, как хотите, или берите аудиогид.

Аудиогид – главная часть навигационного кошмара. Стоимость услуги – всего 3 евро, есть русскоязычный вариант. Однако чтобы туристы не пытались сэкономить и взять один девайс на двоих, предусмотрен только один наушник. Так что если рядом с вами окажется групповая экскурсия (и вряд ли на русском языке!), то одним ухом вы невольно прослушаете и её. Дальше больше – аудиогид представляет собой (дорогой?) планшет, поэтому в залог за него требуют паспорт, который по правилам (см. последнюю страницу документа) отдавать кому попало не рекомендуется, а я вообще предпочитаю оставлять его под замком в отеле и возить с собой копию. В качестве альтернативы мне предложили оставить кредитную карту))) Да-да, и ещё ключ от квартиры, где деньги лежат! В итоге сошлись на том, что они проведут мою карту через считывающее устройство компьютера, а при возврате планшета удалят её данные из системы. Эх, надо было брать с собой пустую кредитку, но кто ж знал?! Другие варианты залога – любое удостоверение личности с фотографией (можно взять какой-нибудь ненужный пропуск) или ключи от отеля (подойдут любые ключи и с пронумерованным брелоком).

Однако это ещё не все радости! Оказалось, что столь навороченный аудиогид подходит только в качестве информационного справочника, но для навигации по музею он почти непригоден. Все залы в планшете поделены на тематические группы, а как в реальности перемещаться между этими группами непонятно. Из-за непродуманности маршрута я хаотично бродила по комплексу, пропустив часть важных помещений. Потом пришлось собирать «потеряшек», но я так и не поняла, всё удалось посмотреть или нет. Так что не зря Эскориал прозвали архитектурным кошмаром! Возможно, лучше заранее поискать его схему в интернете и наплевать на этот ненужный аудиогид.

Главный фасад Эскориала

Фотографировать в Эскориале строго запрещено, даже без вспышки. Как потом выяснилось, это любимое правило всех дорогих музеев Мадрида, но я-то ходила лишь , так что оказалась не в курсе. За соблюдением «устава» в каждом зале следят рычащие церберы (ах вот кому мы платим зарплату, покупая билет!): ко мне пристали даже за съёмку вида на сад из окна дворца. Так что если хотите увезти из Эскориала небольшой фотоотчёт, готовьтесь к игре в шпынялки-догонялки.

Комфортные условия для осмотра залов – это тоже не про Эскориал. Я была там в середине марта, когда на улице термометр показывал +25, но внутри комплекса был дикий холод, не спасала даже кофта. Возможно, летом в музее приятно освежиться после 40-градусной жары, но в остальное время советую вам одеваться максимально тепло, чтобы выдержать 2-3-часовую аудио-экскурсию. А моим спасением стал солнечный внутренний двор, куда приходилось постоянно возвращаться, чтобы немного согреться.

Тот самый солнечный внутренний двор Эскориала и фасад базилики Сан Лоренцо

Что посмотреть в музейном комплексе Эскориала

Признаюсь, когда-то я замирала от одного только слова Эскориал. Легендарность и грандиозность комплекса поражали воображение, хотя я толком даже не знала, что там спрятано внутри. Оказалось, это был тот самый случай, когда размер не имеет значения, главное – содержание! И последнее как раз подкачало, но зато я навсегда усвоила: не стоит вестись на громкие названия.

Итак, что же стоит увидеть и не потерять (благодаря аудиогиду) в Эскориале?

Библиотека – самое красивое, что есть во всём музее. Говорят, её богатства могут сравниться лишь с «книжной сестрицей» в Ватикане, но главное здесь даже не это, а потолок! Невероятно огромная фреска в несколько сот квадратных метров с великолепным освещением – вот, что притягивает взор.

Усыпальница , где похоронены почти все короли, королевы, принцы и принцессы Испании, начиная с 1586 года. Интересно, что в пантеоне сейчас пустуют всего три гробницы, но и те уже «забронированы»: их займут последние умершие члены королевской семьи после 50-летнего ожидания в «комнате разложения», что предусмотрено всё ещё действующей средневековой традицией. Получается, что для ныне живущих монархов места-то уже и нет, причём этот вопрос до сих пор остаётся нерешённым!

Библиотека Эскориала

Пантеон Эскориала (самая красивая часть из тех, что дали сфотографировать)

Королевские покои – довольно скромные, чего явно не ожидаешь от статуса Эскориала, но, как говорил «заказчик» комплекса Филипп II, он строил «дворец для Бога и хижину для короля». Ага, значит, религиозная часть должна изобиловать красотами!

А вот и нет! Базилика Сан Лоренцо – единственная открытая для посещения часть Эскориала, относящаяся к монастырю, однако и там всё очень аскетично, сурово и даже грустно. Пожалуй, это самый некрасивый собор из всех, что я видела в Испании.

Архитектурный и художественный музеи – неожиданно оказались интереснее некоторых частей Эскориала. Первая экспозиция рассказывает о строительстве самого комплекса, а вторая представляет собой картинную галерею с работами таких мастеров, как Босх, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейк и других.

Королевские покои (выбрала самую красивую их часть)

Ещё хотелось бы отметить парадную лестницу дворца и несколько красивейших галерей , мимо которых вы точно не пройдёте. А вот из того, что можно потерять, – это комната с секретом (она как-то так и называется), первая при входе из внутреннего двора. На вид это обычное проходное помещение, поэтому о его особенности обязательно спросите у работников музея: они там дежурят всегда и, в отличие от остальных, с радостью расскажут о том, как отыскать секрет.

Что ещё посмотреть в Эскориале

Помимо дворца-монастыря стоит заглянуть в Сад Монахов, что раскинулся прямо под стенами комплекса. Сюда можно войти бесплатно, но обратите внимание, что ворота открываются по расписанию, которое почти совпадает с музейным. При входе в сад разбит большой пруд с лебедями и золотыми рыбками, а в самой дальней части разгуливают самодовольные павлины, совершенно не желающие позировать для фотографии. А ещё отсюда открывается вид на живописные горы Сьерра де Гвадаррама и монастырские фруктовые сады.

Сад Монахов в Эскориале, где-то там внизу обитают павлины

Фруктовые сады Эскориала с видом на горы Сьерра де Гвадаррама

Я почти не сомневаюсь, что после Эскориала-музея у вас ещё останется куча времени, поэтому обязательно прогуляйтесь по симпатичному одноимённому городку. Не то чтобы там были какие-то достопримечательности, но стоит провести хотя бы полчаса, блуждая по уютным тихим улочкам, карабкающимся по склону холма. Кстати, по пути можно зайти за картой в местный инфопункт, что расположен под аркой-мостом в доме напротив входа в монастырь.

Где поесть в Эскориале

Вряд ли кто-то удивится, если я скажу, что в Эскориале тоже была проблема с питанием))) Однако здесь фортуна улыбнулась мне и сразу привела в нужное заведение! На площади Jacinto Benavente (что на ступеньках) рядом с книжным магазином Centro Coliseo справа в уголке притаилось небольшое бистро, белые зонтики которого стоят тут же на улице. Как и всегда, меню было только на испанском, но после вопроса про English произошло чудо… узнав, откуда я приехала, хозяин кафе схватился за телефон и потом передал мне трубку: на том конце провода с акцентом говорили по-русски и готовы были сходу перевести всё (!) меню))) Оба «добрых самаритянина» оказались болгарами, и один из них ещё помнил, чему его учили в школе советского периода. Цены в кафе, конечно, соответствовали центру туристического места: тортилья (испанский омлет), сендвич с ломо (это то, что круче хамона) и два напитка обошлись в 13 евро, но зато в эту цифру были включены услуги переводчика!

Эскориал: быть или не быть?

После барочных, готических и мавританских красот Толедо и Сеговии, Эскориал показался просто скучной каменной глыбой, как по форме, так и по цвету. Внутреннее убранство немного скрасило это впечатление, но до роскошных интерьеров мадридского музея Серральбо и сеговийского Алькасара монастырю, конечно, ещё очень далеко. Поэтому после его посещения я справедливо задумалась, а стоило ли вообще туда ехать? Скажу так: если вы большой поклонник королевских резиденций и уже посмотрели остальные достопримечательности близ Мадрида, можете заехать и в Эскориал. Однако при возможности всё переиграть, лично я бы уже не включила это место в недельное путешествие по Центральной Испании.

Эпилог всей поездки

В заключение хочется сказать не очень литературно, но зато самокритично: на самом деле я зажралась! Опять возвращаюсь к тому, с чего

В 1557 году войска испанского короля Филиппа II разбивают французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии, но в месте с этим разрушают и местный монастырь Святого Лаврентия, почитаемого испанцами. Чтобы отметить победу и при этом отдать должное святому, король решает построить монастырь в Испании - Эскориал, но при этом делает его своей резиденцией.

Эскориал находится всего в 50 км и в часе езды на северо-западе от Мадрида, что на полпути до Сеговии. Искать на карте нужно небольшой городок Сан Лоренсо де Эль Эскориаль.

Дворец, а это на мой взгляд больше дворец, открыт с 10 до 6 в холодное время года и с 10 до 8 в теплое время (с апреля по сентябрь). По понедельникам дворец закрыт. Цена билета - 10 евро. К нему прилагается аудиогид (есть на русском)

По своему строению Эскорил - это большая базилика, соединенная с другими зданиями, образующими вместе квадрад. Чем-то напоминает крепость в Толедо, настолько это все грандиозно и мощно. Северная часть сооружения - это дворец, а южная - монастырь, и у каждой части есть по несколько внутренних дворов, что делает Эскориала сверху похожим на решеку, что является напоминаем о мученической смерти Святого Лаврентия. При этом само здание не имеет следов средневековой архитектуры, это именно ренессанс. Большое внимание работам по созданию уделял король, который хотел тут жить вдалеке от двора.

Строительство монастыря началось в 1563 году и продолжалось 21 год


Вход в комплекс

Первое помещение, которое вы посетите - будет бибилотека Эскориала, она очень богатая в части священных книг и арабских монускриптов. Но, к сожалению, в Эскориале нельзя снимать и мне не удалось сделать фото в библиотеке. По факту это несколько залов, где вдоль стен стоят стилажи со старыми книгами, закрытые решетками, а в центре разные глобусы и инструменты для астрономических и географических вычислений.


Вид на базилику с галлерей библиотеки

Следующий обьект - это сама базилика, в ней также нельзя снимать, но кое-какие фото удалось сделать


Крышу украшают скульптузы ветхозаветных пророков


Предел, уникальный с архитектурной точки зрения, так как его создателю удалось решить вопрос с поддержкой купола, сделанного соверешенно плоским


Баптистерий


Алтарь, слева и справа, находятся королевские ложи с фигурами молящихся Карла V и Филиппа II c семействами


Мраморное распятие, если не ошибаюсь - работа Микеланджело


Галереи дворца


Вид из окна на французский сад

Следующий пункт посещения - это несколько залов картиннной галлереи, где Филипп II собрал неплохую коллекцию живописи того времени - здесь есть работы Босха, Веронезе, Тинторето, Тициана и других старых мастеров.

Следующая важная часть Эскориала - это пантеон. Сюда Филипп II перенес останки своего отца - короля Карла V. С тех пор - Эскориал, это место упокоения всех королевских особ Испании, включая принцев и принцес. И только несколько правителей не были туда похоронены.


Гробницы членов королевской семьи


Помещение, где захоронены короли Испании

После пантеона вы сможете пройтись по залам королевского дворца, он достаточно скромен.


Это военный зал, стены которого расписаны изображением той самой битвы, после которой и был построен Эскориал


Неожиданно в кадке в окне я увидел манговое дерево


Это фото не получилось, но оставил, чтобы вы понимали как выглядит убранство дворца

На этом экскурсия по Эскориалу заканчивается, но кроме самого здания можно еще бесплатно посетить французский геометрический сад



Под этими арками находится вход в сад дворца

В саду лабиринтами посажены кусты, а также растут розы


Вид на окружающую панораму


Базилика со стороны алтаря

Кроме того, после изучения Эскориала, на который у вас уйдет около 2 часов, можно глянуть и сам городок, он приятный и уютный, правда, тут ничего интересного нет.

Машину можно бесплатно оставить на площади недалеко от Эскориала - Plaza San Anton de los Alami

За помощь в посещении Эскориала благодарю

gastroguru © 2017