Что за шары висят на линиях электропередач. Сигнальные шары-маркеры для дневной маркировки воздушных линий связи и лэп Красные шары на высоковольтных линиях

Для многих этот вопрос долгие годы остается загадкой. Существует множество предположений и догадок.
Пугало для птиц. Внутри большого шара размещаются маленькие. В тот момент, когда птица садится на провод, он вибрирует, и шарики как погремушки издают отпугивающий звук. Птицы улетают.
Нычки электриков для хранения заначек. У каждого электрика своя. Так сказать, личный сейф, защищенный высоким напряжением.Трансформатор молний. Молния попадает в шар и превращается в электричество. Зимой такой трансформатор значительно облегчает работу электростанций.
В летние солнечные дни провод нагревается и растягивается под собственным весом. В шарах находится высокотехнологичное устройство регулирующее натяжение провода.
Шар – якорь. Гасит раскачивание проводов в ветреную погоду. Тем самым защищает линию от замыкания.
Шар – соединение. Используется для соединения двух частей кабеля.

Улыбнулись? А все эти версии были озвучены «знатоками», которые хотели блеснуть своими познаниями.

На самом деле все куда проще: это маркеры проводов. Они бывают разных размеров, обычно красного или оранжевого цвета. Используются для того, чтобы провод сделать видимым. Устанавливаются вблизи дорог, полей, водоемов и аэропортов.

Эти шары–маркеры позволяют птицам и пилотам судов малой авиации (низко летающим самолетам и вертолётам) заметить провода на безопасном расстоянии и не столкнуться с ними.

Фото —

Чаще всего на открытых площадках, например, вдали от городов, вы можете заметить большие красные шары, размещенные на электрических проводах высоковольтных линиях электропередачи. Эти шары обычно встречаются в местах, где на самом деле не так много других различных объектов. По сути, это своеобразное предупреждение о том, что в данной области проходят линии электропередач.



Большие красные шары, которые висят на линиях электропередачи в какой-нибудь сельской местности, в первую очередь предназначены для того, чтобы помочь пилотам авиакомпаний замечать линии, чтобы избежать столкновения с ними. Шары часто встречаются на линиях электропередач, окружающих небольшие аэропорты в открытой местности и предусматриваются,когда ведется архитектурное проектирование домов в этой области. Аэропорты в городах не часто нуждаются в этих маркерах, потому что линии электропередач находятся далеко от аэропортов, а пилоты могут легче видеть взлетно-посадочную полосу и любые препятствия, которые существуют на их пути.


Когда в какой-нибудь сельской местности расположен небольшой аэропорт местного значения, такие индикационные шары помогают направлять пилотов, когда они собираются приземляться на посадочную полосу. В других местах, где вы можете увидеть эти шары, есть линии электропередачи, которые пересекают реки, каньоны или овраги. В этих местах полюса находятся далеко друг от друга, и линии электропередач могут быть трудно различимы от других объектов и ландшафта.


Помимо использования в аэропортах такие шары используются в других районах, где воздушные суда могут частыми явлениями. Например, многие больницы имеют вертолетную площадку для скорейшей доставки пациентов. Поскольку больница не размещаетя так же, как большой аэропорт, шары могут быть установлены на линиях электропередачи возле больницы, чтобы помочь пилотам вовремя заметить эту больницу. Если есть области, где экстренная медицинская эвакуация распространена, шары можно использовать и на линиях в этих областях.


Зачастую в качестве предупредительных индикаторных шаров используют именно красные шары. В то время как красный цвет является одним из наиболее распространенных цветов для задач предупреждения и сообщения об опасности, доступны другие цвета. Используемый цвет определяется главным образом окружающим ландшафтом, и применяется цвет, который выделяется больше всего. Многие из этих шаров имеют красный, белый или оранжевый цвет. Во многих случаях для лучшей видимости вы увидите сочетание белого и другого цвета. Переменные цвета помогают привлечь внимание пилотов к проводам и вовремя изменить курс самолета или другого воздушного судна.

сайт



   Благодарим Вас за интерес к информационному проекту сайт.
   Если Вы хотите, чтобы интересные и полезные материалы выходили чаще, и было меньше рекламы,
   Вы можее поддержать наш проект, пожертвовав любую сумму на его развитие.


С 1 ноября 2010 года в России разрешены полеты малой авиации класса G, не требующие разрешения, нужно только уведомить органы управления воздушным движением. Верхняя граница для воздушного пространства класса G зависит от региона и варьируется от 300 м (Ростовская область) до 4500 м (субъекты федерации, расположенные в восточной части Сибири). Из-за малой высоты полетов и отсутствия диспетчерского разрешения встает необходимость маркировать воздушные линии связи и ЛЭП в зонах полетов малой авиации. Рекомендация по такой маркировке внесена в стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4-110 кВ. Требования к технологическому проектированию». Различают дневную маркировку (маркер не светится, а только отражает свет) и светоограждение (маркер сам излучает свет). В данной статье мы будем вести речь только о дневной маркировке. Предназначенные для нее устройства называются «сигнальные шары-маркеры» и обозначаются аббревиатурой СШМ.

Стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-016-2016 «Маркеры для воздушных линий электропередачи. Маркировка опор и пролетов ВЛ» устанавливает следующее требования по маркировке ЛЭП напряжением 35 кВ и выше, проходящих вблизи взлетно-посадочных полос: «Дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь элементы и конструкции воздушных линий вблизи аэродрома или вертодрома, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ». Также, вне зависимости от размещения относительно аэродрома, дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь опоры воздушных линий высотой 100 м и более.

СШМ и светоограждение на ЛЭП с напряжением 35 кВ и выше также должны быть, вне зависимости от расположения линии относительно аэродрома, на переходах через озера и судоходные реки, а также при пересечении автомобильных дорог IА, IБ, IВ. При этом СШМ и светоограждение устанавливаются не только на грозозащитные, но и на фазные провода (если этих проводов несколько и они расположены в одной плоскости, помечают только крайние провода). В ряде случаев допускается установка только СШМ без светоограждения, данные варианты перечислены в СТО 34.01-2.2-016-2016. Например, вполне можно обойтись только СШМ, если в данном районе из малой авиации заведомо летают только самолеты, которые выполняют авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, ведь такие работы производятся в светлое время суток. Также указанный стандарт описывает принципы размещения СШМ на проводах.

СШМ могут быть белого, красного и оранжевого цвета. В том случае, если на самом высоком уровне в ЛЭП находится более одного провода, применяется чередование маркеров двух цветов — красного и белого или красного и оранжевого. Выбор между красным и оранжевым цветом делается исходя из того, какой из указанных цветов будет наиболее заметен на фоне окружающего пейзажа. Согласно действующим российским нормам, СШМ, используемые в зоне полетов малой авиации, при пересечении дорог и водных преград, должны иметь однотонную расцветку. Тем не менее, в продаже можно встретить и СШМ, раскрашенные в два цвета, как правило, это комбинация белого и красного или белого и оранжевого. В России такие маркеры применяются там, где не летает малая авиация, но происходит массовая миграция птиц. Маркеры яркой двухцветной раскраски отпугивают птиц, не позволяя им получать травмы от столкновения с проводами.

На первый взгляд, что может быть проще — шар, выкрашенный в определенный цвет и снабженный креплениями к проводу? Но на самом деле, СШМ — настоящий продукт высоких технологий!

Начнем с того, что СШМ должен совмещать в себе прочность, малый вес и устойчивость к воздействию дождя. При этом СШМ изготавливается обязательно из диэлектрического металла, в противном случае будет возрастать емкость между проводником и землей. Для предотвращения растрескивания и выцветания шар покрывают специальным составом, защищающим пластмассу от воздействия ультрафиолетовых лучей, либо используют присадки к материалу, защищающие от действия ультрафиолета.

Материал, из которого изготавливается крепеж, не должен вызывать электрохимической коррозии при контакте с проводом, на который установлен. Напомним, что в современных воздушных ЛЭП применяются провода из алюминия, либо из алюминия и стали: внутри находится стальной трос, оплетенный алюминиевой проволокой. Соответственно, не должна возникать электрохимическая коррозия при контакте крепежа с алюминием.

Должен ли СШМ быть полностью герметичным? Оказывается, нет. При эксплуатации СШМ в широких пределах меняется температура окружающей среды. При снижении температуры воздух сжимается, и через небольшие трещины или неплотности внутрь засасывается влага. Внутри шара на донышке скапливается влага, которая оттуда практически не удаляется. Масса маркера увеличивается, что может привести к растяжению и даже обрыву проводов. При наступлении морозов образовавшийся лед может деформировать маркер. Вот почему в СШМ должны быть предусмотрены дренажные отверстия в количестве не менее двух.

И, конечно, СШМ должен выполнять свою главную функцию, а, именно, быть хорошо видным издалека. Шар должен быть различим на расстоянии не менее 1000 м в воздухе и 300 м с земли.

Перечисленным требованиям полностью соответствуют, например, . Эти маркеры можно использовать на воздушных линиях и ЛЭП напряжением от 35 кВ до 1000 кВ. Дальность наблюдения — не менее 1200 м. Выпускаются в двух вариантах — диаметром 600 мм и 800 мм. Благодаря применению в качестве материала для корпуса полиэстера, армированного стекловолокном, масса шара составляет 6,9 и 9,0 кг соответственно. Толщины стенок 3 мм для используемого материала вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимую прочность. Но, если СШМ планируется использовать в сложных условиях, прочность маркера можно повысить, установив в него специальные армирующие стержни (приобретаются дополнительно).

Сигнальные шары-маркеры RedDot OMARK в разных цветовых вариантах

Доступны следующие варианты расцветки: оранжевый, красный, белый, оранжево-белый, красно-белый. Опционально можно установить на СШМ отражающую ленту.

Отдельно следует отметить кабельный зажим, конструкция которого обеспечивает надежную фиксацию на проводе. Зажим выполнен из алюминиевого сплава, но болты, шайбы и гайки сделаны из нержавеющей стали, так как они не соприкасаются с проводом и не создают для него угрозу коррозии. Данную модель СШМ можно крепить на провода диаметром от 6,5 до 55 мм. Столь широкий диапазон диаметров проводов является важным преимуществом RedDot OMARK — у ближайшего конкурента ширина этого диапазона почти в два раза меньше. Какое это имеет практическое значение? Если ваша компания строит или обслуживает ЛЭП с самыми различными видами, не нужно приобретать СШМ для различных диаметров, достаточно иметь на складе только одну модель, которую можно установить практически на любые провода, массово используемые на ЛЭП.

Проблема хранения и перевозки также упрощается благодаря особой конструкции маркера. В разобранном виде маркеры компактно складываются один в другой, экономя место на складе, а также уменьшая необходимое количество рейсов грузовой машины для доставки.

ООО «ПК «Астон-Электротехника» является ведущим российским производителем заградительных авиационных шаров, соответствующих требованиям СТО ОАО «ФСК ЕЭС» 56947007-29.240.55.192-2014 «Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ» и ИКАО, «Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов», 4-е издание, июль 2014г. и ГОСТ Р 51177-98 «Арматура линейная. Общие технические условия».

Передовые технологии, реализованные при проектировании и производстве систем предупреждения пилотов, позволяют достичь максимальной эффективности как с точки зрения визуальной информативности, так и с позиции технологичности при монтаже и эксплуатации.

Уникальная разработка авиационных маркеров российского производителя является результатом творческих усилий инженеров и технических специалистов ООО «ПК «Астон-Электротехника», практической реализацией внедрения программ импортозамещения.

Описание
Авиационные заградительные шары-маркеры служат для маркировки высоковольтных проводов с целью визуального предупреждения пилотов гражданской и военной авиации о наличии линий электропередач, в особенности, проходящих через водные препятствия и ущелья. Авиационные заградительные шары для ВЛ отчетливо видны на фоне любой местности.

Шар-маркер изготовлен из армированного стекловолокном пластика и покрыт специальным составом, защищающим от ультрафиолета и выцветания.

Авиационные маркеры для ЛЭП выпускаются в белом, красном и оранжевом исполнении. Заградительные шары располагаются на самом высоком проводе (тросе) воздушной линии и устанавливаются по чередующейся цветовой схеме из белых и красных либо белых и оранжевых шаров, что обеспечивает их наилучшую видимость.

Преимущества
Пластик, армированный стекловолокном, — высокопрочный материал, стойкий к различным атмосферным явлениям и перепадам температур. Климатическое исполнение соответствует УХЛ1.
Зажимы креплений изготовлены из коррозионностойкого материала.
Размеры проводных зажимов подходят для проводов ЛЭП и тросов всех существующих диаметров.
Отверстия для слива воды предотвращают накопление конденсата внутри шаров.
Конструктивные особенности комплектующих снижают стоимость транспортировки шаров в разобранном виде.
Специально разработанный спиральный протектор, на который устанавливается шар, обеспечивает защиту и сохранность провода (троса).
Шары-маркеры не требуют обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.

Применение
Вантовые тросы, поддерживающие мачты с оттяжками.
Магистральные ВЛ.
Распределительные сети.

Так и не понял, что за шары нанизаны на провода ЛЭП в том месте, где ЛЭП пересекает автомобильные дороги? Кто знает?
Видел такие штуки постоянно и именно в тех местах, где ЛЭП пересекает дорогу, справа и слева нет.
Точно не элементы дорожной инфраструктуры: датчики потока, камеры и т.д., они располагаются на специальных столбах, а не проводах.
В общем, мучаюсь вопросом до сих пор. Помогите!


Цитата:
ну и достопримечательность же Вы нашли:)) постараюсь сфотографировать их для Вас, Михаил, если не забуду:)

2Nini,
Да, именно красные или оранжевые шары. Если это для пилотов самолетов / вертолетов, то почему они нанизана в тех местах, где провода пересекают автомобильную дорогу. В остальных местах на проводах ничего нет. То есть висят они строго в том пролете проводов, который над дорогой. По-моему, сажать вертолет на автомобильную трассу нелогично, если рядом есть поле.
Версия Елены мне кажется более логичной, что это изоляторы, хотя и не уверен.


Цитата:
может и так, но однажды на автобане мы попали в "глухую и безнадежную" пробку из-за аварии, случившейся приблизительно за километр-полтора от нас. Так вот я сама видела спускающийся на трассу вертолет со спасателями, которые быстренько, если это можно так назвать, погрузили особенно тяжело раненных, чтобы доставить их в больницу. Наверное, для таких вот экстренных случаев шарики эти и висят.

Выскажу и свое скромное мнение:)
Шары на линиях электропередач - это превентивное средство от коронарных разрядов, которые создают помехи радиосигналам (радио, мобильная связь, ...) проезжающим под этими линиями автомобилям. Вообще-то эти шары вешают не только и не столько над дорогами, так как коронарные разряды, кроме обычных помех связи, приводят ещё и к потере электроэнергии. Видимо просто в Чехии приоритет именно связь.

Сколько, однако, нас, энергетиков...
Коллеги видели в Чехии, я недавно в Италии.
Задавали вопросы и людям из науки. Изначально были предположения что это метеодатчики, необходимые, в том числе, при плавке гололеда. Но вот их количество в это предположение не вписывается! Так что вопрос открыт! :-)

возможно это многофункциональные "устройства":-))) кстати если это маркеры для транспортных средств, то не для летающих (слишком низко расположены), а как раз для едущих по трассе-негабаритный автотраспорт как то контейнеры, подъемные краны и проч. где идет регулирока по высоте.Ну и фактор помех тоже не отметается.Мы такие шары видели и в Италии и в Испании везде, где ЛЭП пересекает трассу и в Германии.

gastroguru © 2017