Достопримечательность Мюнхена: кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Фрауэнкирхе). Тайны Фрауэнкирхе в Мюнхене: история строительства и интересные факты Движение за восстановление

Мюнхен – столица Баварии и один из крупнейших населенных пунктов Германии. Помимо исследовательского и промышленного потенциала, город может похвастаться культурными ценностями, что создает широкий простор для туризма. Особое место среди всех достопримечательностей города занимают храмы, соборы и мечети Мюнхена.

Церковь Петерскирхе

Основа церкви была заложена еще в XI веке, что делает ее практически ровесником города. Петерскирхе – это великий памятник архитектуры, насчитывающий более 600 лет истории и совмещающий в себе 4 разных стиля: романский, готический, барокко и рококо.

Интерьер Peterskirche радует не меньше: стены молочного цвета и потолочная фреска изумительной красоты приковывают взгляды.

Одно из центральных мест в церкви занимает фигура Святого Петра и алтарь Девы Марии, который представляет собой композицию из нескольких статуй.

Храм расположен на Мариенплац – главной площади города. На вершине часовни находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Мюнхен.

Собор Пресвятой Девы Марии

Frauenkirche – Собор Святой Богородицы, жемчужина готической архитектуры. Строительство началось в 1468 году, а завершить его удалось лишь в 1525 г.

Обилие белых колонн и отсутствие окон делают интерьер храма неповторимым. Роспись на алтаре иллюстрирует вознесение Девы Марии. На стенах можно наблюдать могильные плиты, которые были перенесены с закрытого кладбища вблизи церкви. Готический облик дополняет «след дьявола» – темный отпечаток ботинка, расположенный на одной из плит собора.

Фрауэнкирхе является самым высоким собором в Мюнхене благодаря своим башням, достигающим 99 м в высоту. Колокольни соединяются с протяженным нефом, который покрыт красной черепицей и многим напоминает Ноев ковчег.

После референдума, проведенного в 2004 году, введен временный запрет на строительство зданий выше 100 м, поэтому на смотровой площадке колокольни открывается лучший вид на город.

Католическая церковь Театинеркирхе

Театинеркирхе – католическая церковь коллегиального типа, которая носит имя Святого Каетана. Строительство церкви происходило в 1663-1690 годы, однако фасад здания оставался незавершенным на протяжении 100 лет в силу разногласий среди архитекторов. Переднюю часть фасада украшает 2 герба: герб Баварии и герб Речи Посполитой.

При проектировании храма за образец была взять церковь театинцев в Риме, а выдержано все было в стиле позднего итальянского барокко. Внутреннее убранство Theatinerkirche выполнено в светлых тонах с преобладанием белых колонн. Интерьер украшен детализированной лепкой, а контраст создают элементы из темного дерева.

Церковь Людвигскирхе

Людвигскирхе – университетская церковь Святого Людвига. Строительство храма одобрил Людвиг I в 1829 году. Нестабильная политическая и экономическая обстановка того времени позволила завершить проект только в 1844 году.

Снаружи церковь выделяется башнями-близнецами, нефом в форме креста и крышей, которая украшена мозаикой. Внутри находится знаменитая фреска «Страшный суд», которая занимает второе место в мире по размерам. Стоит обратить внимание на фигуры Иисуса и евангелистов.

Asamkirche – церковь, построенная братьями Азам в честь Святого Иоанна Непомука. Официальное название церкви связано с именем священника, однако в народе ее называют «Азамкирхе», прославляя фамилию талантливых архитекторов. Храм уникален тем, что занимает меньшую площадь по сравнению с другими подобными сооружениями. Изначально церковь была частной и лишь спустя некоторое время стала общедоступной. Вход в храм украшен статуей Иоанна Непомука с ангелами.

Авторы проекта не ориентировались на католические архитектурные каноны. Внутри все напоминает скорее дворцовые интерьеры: обилие скульптур, использование позолоты и достаточно яркое оформление в целом. Особого внимания заслуживает роспись потолка с сюжетами из жизни Святого Иоанна.

Jesuitenkirche St. Michael – церковь, построенная для ордена иезуитов в XVII веке и является одним из самых красивых зданий эпохи ренессанса. Внешний вид церкви напоминает классическое оформление городской ратуши. Верхнюю часть фасада занимает фигура Иисуса Христа, а на входе можно увидеть статую Святого Михаила.

Церковный зал довольно большой и ощущение масштабности усиливается за счет белоснежных стен. Под алтарем, в подземной часовне расположен Виттельсбахский склеп, где похоронен Вильгельм V и другие представители династии. Рядом находится реликварий, где хранятся христианские реликвии.

Отличная акустика помещения хорошо передает звуки органной музыки во время концертов (расписание можно узнать на сайте). В канун Рождества церковь пользуется популярностью и часто входит в экскурсионные маршруты.

Церковь Лукаскирхе

Лукаскирхе – протестантская церковь, расположенная на берегу реки Изар. Строительство храма происходило в 1893-1896 годах. Архитектор Альберт Шмидт придал постройке черты романского стиля и явно вдохновлялся готикой. Привычный для данных построек дизайн дополняется двумя башнями и высоким куполом (64 м). Церковь Святого Луки (Lukaskirche) имеет неповторимый интерьер и может похвастаться красочными витражами – единственным элементом, который пострадал во время войны. У алтаря можно наблюдать роспись, которая изображает погребение Христа.

Храм Святого Павла

Paulskirche – католическая церковь имени Святого Павла, которая относится к приходу Людвигсфорштадта. Возведение церкви началось в 1896 году и завершилось в начале XX века. Архитектор Георг фон Хауберриссер выдержал образ здания в неоготическом стиле.

Фасад украшен характерными скульптурами, что свойственно готическим постройкам. Паульскирхе имеет одну из самых высоких (97 м) башен среди храмов Мюнхена, поэтому неудивительно, что тут обустроена смотровая площадка.

Интерьер церкви также достоин внимания – просторный зал окунает в средневековую атмосферу. Нелишним будет увидеть архитектурную композицию «Несение креста», созданную скульптором Георгом Бушем. Выполненная в цвете скульптура прекрасно иллюстрирует одну из последних страниц жизни Христа.

Католическая церковь имени Святого Бенно возведена в конце XIX века архитектором Леонхардом Ромейсом. Храм занимает достойное место среди других религиозных строений, выполненных в неороманском стиле.

Башни высотой 63 м дополняют величественный образ строения.

Среди особенностей интерьера стоит выделить точную копию Венецианской мозаики.

После бомбардировок 1944 года церковь удалось восстановить в первозданном виде, однако оригинальные фрески были утрачены.

На подворье церкви можно найти алюминиевую статую рыбы с ключом: легенда гласит, что епископ Бенно выбросил ключ от храма в реку Эльбу, а позднее обнаружил его в брюхе поданной ему на обед рыбы.

Храм Святого Максимилиана

Церковь Святого Максимилиана была первой католической церковью в Мюнхене и располагается на берегу реки Изар. Строительство происходило с 1892 по 1908 годы. Отличительной чертой храма был неороманский стиль и две высокие башни.

Оригинальные восьмиугольные шпили башен были уничтожены во время Второй мировой, а восстановили их в упрощенном варианте.

Внутренняя обстановка примечательна наличием арок и скульптурным ансамблем у алтаря.

Готический храм Святого Марка

St. Markus – лютеранская церковь, построенная во время бурного роста населения Мюнхена в XIX веке. Непримечательное на первый взгляд здание выделяется наличием механических часов на каждой грани башни и узкими окнами. В интерьере церкви преобладают светлые тона. В остальном архитектурные решения довольно типичны для неоготического стиля. Церковь Святого Марка выполняет одновременно несколько функций:

  • штаб-квартира руководителя церковного региона в Мюнхене;
  • приходская церковь;
  • церковь для студентов вузов Мюнхена.

Храм Святого Иосифа

St. Joseph Kirche – католическая церковь, названная в честь мужа Девы Марии. Строительство храма началось в 1898 году и длилось 4 года. Фасад здания встречает посетителей большими арками и высокой башней, соединенной с базиликой.

Для колокольни еще в 60-е годы XX века были отлиты сразу несколько колоколов. Самый тяжелый из них – колокол Святой Троицы, который весит почти 3 тонны.

Днем окна церковного зала пропускают большое количество света и прекрасно освещают интерьер. Стены храма украшены небольшими статуями, а у алтаря можно наблюдать иконы с образами святых.

Католическая церковь Святого духа

Церковь Святого Духа (Heilig-Geist-Kirche) – католическая церковь, возведенная в начале XIV века. Прародителем храма стал госпиталь, с которым соседствовала капелла Святой Екатерины. Именно на ее месте была в итоге построена новая церковь.

Изначально церковь Святого духа имела черты готического стиля, но вследствие многочисленных войн и реконструкций окончательный облик приобрел также черты необарокко.

Классический неф совмещен с высокой башней. Внутренний интерьер примечателен лепниной, выполненной братьями Азам, и потрясающими потолочными фресками. На алтаре церкви помещен чудотворный образ Божией Матери.

Аббатство расположено в центре Мюнхена, что достаточно необычно для монастыря подобного типа. Строительство происходило в XIX веке на территории бывшего монастыря Святого Бенедикта.

Фасад здания встречает колоннами, а по бокам расположены статуи Святого Петра и святителя Бонифация.

В верхней части фасада находится портрет архитектора – такой случай является скорее исключением для религиозных сооружений.

Образ здания соответствует византийскому стилю. Внутри церковного зала можно увидеть внушительное количество высоких колонн, которые визуально расширяют пространство. Внутренняя роспись после повреждений в 1945 году была восстановлена современными мастерами лишь частично.

В аббатстве похоронен король Людвиг I вместе со своей женой Терезой.

Мюнхен – сердце туризма Баварии

В Мюнхене находится впечатляющее количество уникальных церквей и соборов, которые являются памятниками культуры. Посетив город, вы получите возможность на наглядном примере изучить архитектуру XII–XX веков во всем ее многообразии. Тем, кто планирует свой отпуск на 2019 год, рекомендуем рассмотреть вариант посещения Мюнхена.

Мюнхенский собор: Видео

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) — самый высокий собор в МюнхенеВ 2004 году на референдуме было принято решение, запрещающее строительство в городе зданий выше 99 метров. Почему именно 99 метров? Да потому, что такова высота самого высокого собора и символа города - Собора св. Богородицы , или, как его чаще называют, Фрауэнкирхе . На момент окончания строительства (в 1525 году) в соборе могло поместиться 20 тысяч человек, в то время как население Мюнхена составляло лишь 13 тысяч. Конечно, размеры Фрауэнкирхе поражают и сейчас, а о том, какое впечатление произвела церковь на своих современников, легко догадаться.




Фрауенкирхе - это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика - это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы - «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.

"Здесь как-то голо!", - испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует - женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.

Но еще более знаменитой церковь стала благодаря следу дьявола на полу собора. Легенда объясняет это договором между сатаной и архитектором, при котором последний должен построить храм без окон, который должен всегда быть освещен, и тогда дьявол не будет вмешиваться в его работу. Когда строительство было окончено, архитектор показал храм, в котором не было ни единого окна, и в то же время был светел, как днем. Дьявол рассердился и топнул ногой, после чего на полу собора остался след от его правой ноги.

Считается, что если наступить на этот отпечаток во время пребывания во Фрауэнкирхе, то весь последующий год будет на удивление удачным.

Вообще-то легенд было сразу две. По первой легенде, когда собор был построен, но не освящен, слонялся в этих местах сам Дьявол. За каким-то чертом, простите за тавтологию, занесло его в церковь. Зашел он в притвор - а там, если посмотреть на фотографию, есть место такое, где окна скрыты колоннами - и стал хохотать над незадачливыми строителями, которые так облажались, соорудив храм без окон. Ржал Сатана и ногой притоптывал. Так появился след черной пятки. Когда церковь освятили, стал туда валить народ. Сатана заинтересовался, снова прискакал, да увидел, что окна у церкви таки имеются, да еще какие! Рассвирепел демон, обратился ураганом и попробовал снести собор. Но силенок адовых не хватило. С тех пор все не унимается дьявол и иногда закручивается смерч возле ворот, да тщетно.

По второй легенде заключил Дьявол с архитектором церкви Гангхофером пакт. Со стороны Сатаны обещалась всяческая помощь в постройке здания, архитектор в свою очередь пообещал душу первого человека, который войдет в церковь. После завершения строительства хитроумный архитектор привел Сатану на то самое место в притворе и упрекнул "партнера", что он, дескать, натурально лоханулся и построил церковь без окон, и что хрен он получит, а не душу. Сатана распсиховался и коптыцем топ! Но поздняк метаться, контракт расторгнут!

Само кирпичное здание, построенное в стиле поздней готики, более ста метров в длину, 40 метров в ширину и почти 37 метров в высоту. По размерам почти, как дачка Шойгу, но скромнее, конечно. Интерьер церкви не создает впечатления бесконечного пространства, скрываемое 22 шестиугольными колоннами:

Интерьер очень аскетичен, но светел и легок, чего не ожидаешь от готических церквей.

Витражи показывают прихожанину различные сценки из жизни девы Марии:

Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм - это не балаган, - говорит церемониарий Антон Хеклер. - Месса во Фрауенкирхе - пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?

По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100-200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15-20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она - символ герцогской власти.

Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», - улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.

Главный орган в западной эмпоре. Построен в 1994-м году. Выглядит модерново:

Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра - любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.

Кенотаф (символическая могила без останков) Императора Баварского Людвига. Останки императора находятся здесь же в крипте церкви:

Кенотаф построен в 1622-м году по заказу герцога Альбрехта четвертого. Во главе ансамбля находится бронзовая статуя самого Альбрехта, из чего становится ясно, что Альбрехт энтот не такой уж и ровный пацан с уважухой к старшакам, а просто самовлюбленный эгоист, торгующий своей образиной на могиле авторитетного пацана в законе Людвига:

В столице Баварии, Мюнхене, мы пробыли всего сутки, поэтому кому-то (кто этот замечательный город знает лучше) мой рассказ покажется поверхностным и стандартным. Не спорю, что в Мюнхене огромное количество достопримечательностей, музеев, памятников истории и архитектуры, и обойти их за один день просто физически невозможно. Но получить общее представление, ознакомившись с так называемыми «визитками», можно.

Итак, я расскажу о тех достопримечательностях, которые, на мой взгляд, можно назвать главными визитками Мюнхена (да простят меня остальные туристы, посещавшие данный город, но этот список составлен на мой вкус - что-то очень важное сюда, возможно, не попадет, а что-то, напротив, кто-то посчитает не заслуживающим внимания).
Начнем, конечно, рассказ о Мюнхене с главного его собора - Собора Пресвятой Девы Марии или, как называют его сами мюнхенцы, Фрауэнкирхе. Собор был построен в 15 веке на месте более ранней церкви - часовни, посвященной Святой Деве Марии - Мариенкапеллы (Marienkapelle), возведенной еще в 12 веке в романском стиле. Здание это примечательно тем, что, во-первых, это самое высокое строение в городе. При том, что это крупный промышленный и научный центр Германии и третий по размерам город страны, здесь вы не увидите небоскребов и высотных зданий. В 2004 году в Мюнхене даже проводился референдум, согласны ли жители, чтобы в городе запрещалось строительство зданий выше Фрауэнкирхе. Подавляющим большинством жители города выразили свое согласие, чтобы собор и впредь был самым высоким зданием Мюнхена. Во-вторых, собор хоть и построен в стиле поздней готики, в его архитектуре много необычного, не характерного для этого стиля, что делает его уникальным. В-третьих, с собором связано немало легенд, что придает ему особую романтику и ореол тайны.


Одна из легенд связана с причинами строительства собора. Согласно преданию, в небольшой капелле, стоявшей на этом месте раньше, всегда собиралось очень много людей, так что нельзя было даже пошелохнуться. Во время одной из служб маленькой девочке стало плохо, но вынести ее на улицу не успели, так церковь была битком набита людьми, и девочка умерла. Растроганные жители города и герцог Сигизмунд, который был сеньором здешних земель, решили построить новый вместительный храм, в котором такого не могло бы произойти, и который мог бы вместить всех желающих.


Воля герцога и горожан стала быстро воплощаться в реальность: на немалые пожертвования самого Сигизмунда и зажиточных бюргеров в течение всего двух десятков лет было построено огромное здание, которое и сегодня поражает своим размерами. Оно могло вместить около 20 тысяч человек, в то время как население города в средние века не превышало 15 тысяч человек.


Архитектором собора назначили Йорга фон Хальсбаха (J?rg von Halsbach), имевшего прозвище Гангхофер (Ganghofer). Именно он предложил построить не совсем обычный храм, лишенный традиционных для готики декоративных излишеств, ему же принадлежала идея возводить собор из кирпича, что тоже было редкостью для готической архитектуры, хотя строительство из кирпича было и быстрее, и дешевле.


С окончанием строительства связана интересная легенда. Поговаривали, что построить такой большой собор в столь короткий срок архитектору помог не кто иной, как сам дьявол. У архитектора была заключена сделка с дьяволом, что тот поможет ему построить невиданный собор, а в обмен на это архитектор отдаст ему свою душу. На том и порешили. И вот собор построен, дьявол пришел принимать собор, но архитектор заявил, что свою часть договора дьявол не выполнил, так как у собора есть один существенный недостаток - у него совсем нет окон. Дьявол разозлился и топнул ногой, оставив такой след.


На самом деле окна, конечно же, в соборе есть, их украшают прекрасные витражи, и через них во внутренний огромный зал собора проникает свет.


Почему же дьявол не увидел их? Если вы не побоитесь, и встанете на то же самое место, то вы также не увидите ни одного окна. Дело в том, что все внутренне пространство собора пересекается двумя рядами белоснежных восьмиугольных колонн. Сливаясь, они как бы образуют стену, и создается впечатление, что собор построен без единого окна.


Как бы то ни было, рассерженный дьявол, видимо, так и не простил архитектора, перехитрившего его. Едва закончив строительство основного здания, архитектор умер. Единственное, что он не успел увидеть - как на башни будут водружены купола. Похоронили архитектора под северной башней собора. Только спустя 40 лет была поставлена точка в строительстве - башни были увенчаны куполами, опять же, необычной для готики формы. Луковичная форма куполов скорее напоминает романские соборы Византии. Вначале планировалось установить типичные для готических соборов заостренные шпили, но потом архитектор решил увенчать башни куполами, копирующими купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. Потом такие купола стали называть «вельшскими», и они стали достаточно распространенными в южной Германии, а также в Австрии.


Когда мы были в Мюнхене, одна из башен была закрыта на реставрацию, поэтому впечатление было несколько подпорчено, но учитывая, что они практически одинаковые, можно в целом представить, какое колоссальное впечатление производит Собор во всем его величии. Башни собора, действительно, почти одинаковые, различаются они только высотой - всего 13 сантиметров (где-то пишут 12, где-то 15). Объясняют такую разницу происками все того же дьявола, подглядывавшего за строительством и отвлекавшего рабочих, которые и допустили такую погрешность.
Еще один элемент наружного «декора» собора - это размещенные на стенах плиты. На самом деле, это надгробия. Раньше вокруг собора находилось кладбище, потом оно было снесено, а надгробиям не нашлось лучшего места, как на стенах собора. Можно провести целую экскурсию, читая надгробные эпитафии, имена давно ушедших жителей города и даты их жизни.


Внутри храм производит особенное впечатление. Зал на самом деле очень большой, но из-за рядов колонн он кажется узким, как длинный коридор. Внутреннее убранство поражает строгостью и аскетизмом. Здесь нет традиционных росписей, фресок, лепнины, богатого декора. Все выполнено в белом цвете - строго, сдержанно, даже может возникнуть впечатление, что это лютеранский храм. Из декора - только изящная кремового цвета «паутина» на потолке, лаконичные светильники и «парящее» в белоснежном пространстве храма распятие.



Легкое, воздушное, совсем не подавляющее внутреннее пространство, которое больше напоминает сказочный дворец, чем готический храм. Правда, многие уходят отсюда разочарованными, ожидая от главного собора роскоши и богатства внутреннего убранства. Но на мой вкус здесь все невероятно гармонично, легко, и это один из самых интересных и незабываемых соборов, которые я видела в Европе. Очень гармонично вписывается сюда и современный орган, выполненный в стиле модерн в 1994 году.



Вдоль стен расположены маленькие «комнаты» - капеллы, отгороженные решетками - в каждой капелле находится икона и скамейки, каждая такая капелла принадлежала одной из богатых семей Мюнхена, куда ее представители могли приходить и молиться в некотором уединении. Как я уже говорила, многочисленные окна собора, которые не заметил дьявол, украшены витражами со сценами из священного писания, с портретами святых и прочими традиционными сюжетами.


Собор изначально создавался как усыпальница представителей династии Виттельсбахов, правивших в Баварии, и некоторое время во всей Священной Римской империи. Некоторых правителей из этой династии хоронили прямо в соборе в специальной крипте за алтарем, рядом с баварскими кардиналами и архиепископами. Некоторые Виттельсбахи похоронены в других храмах Мюнхена: в более нарядных и парадных Церкви св. Михаила и Театинеркирхе, иногда сердце умершего хоронили отдельно в капелле Альтёттинга. Самое известное надгробие собора принадлежит Людвигу VI Баварскому. Это был самый известный и могущественный король из династии Виттельсбахов. О его могуществе говорит тот факт, что ему под силу было даже сместить неугодного ему папу римского, и назначить на его место другого. На самом деле этот черный известняковый монумент - кенотаф («пустышка»), а не надгробие, так как похоронен император внизу, в крипте.


Стоит сказать, что отношение к Фраункирхе у самих мюнхенцев неоднозначное. Связано это с тем, что собор изначально имеет скорее официозно-представительное предназначение, так и не получив статуса «народного». Народным же считается другой храм Мюнхена, расположенный недалеко - церковь Святого Петра.


Перед собором обязательно обратите внимание на необычный фонтан - по форме он напоминает то ли сиденья, то ли грибочки. Его построил архитектор Йозеф Хейзельманн в 1972 году специально к проводимым здесь Олимпийским играм, и называется это необычное произведение «Беннобрюннлйян». Чаша фонтана окружена небольшими каменными блоками, на которых можно посидеть в тени в жаркую погоду, смочив ноги, а потом двинувшись в путь к новым интересным открытиям.


Продолжение следует...

Фрауэнкирхе (собор Девы Марии)

Мюнхен многолик, ярок и непредсказуем. Испытав множество беспощадных войн и несколько раз опустошаемый эпидемиями, пережив во времена Тридцатилетней войны XVII века захват иноземцами и изменив свой облик в годы национал-социализма, город сегодня поражает своей многогранностью и насыщенностью историей. Среди памятников старого Мюнхена одну из центральных ролей в истории города играл и играет по сей день кафедральный собор — Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche «собор Девы Марии») . Будучи самым высоким зданием старого Мюнхена, он первым виден всем прибывающим в столицу Баварии. Именно эту цель и преследовал герцог Сигизмунд Баварский, закладывая в феврале 1468 г. первый камень в основание будущей церкви.

Фрауэнкирхе была построена за рекордно короткие сроки: всего 20 лет потребовалось для возведения сооружения, в котором могло поместиться до 20 тысяч человек (с учетом того, что население Мюнхена на конец XV в. составляло всего лишь 13 тысяч). Церковь можно по праву назвать церковью всего народа, так как не было человека в средневековом Мюнхене, который бы не принял участие в строительстве храма. Помощь в постройке церкви оказал и Папа Римский Сикст IV, который пообещал отпущение грехов всем, кто направится в Мюнхен и пожертвует на постройку собора свой недельный заработок. В честь папы назван один из порталов собора.

В 20-е годы XVI века было завершено строительство башен Фрауэнкирхе. После войны 1503 — 1505 гг. между двумя линиями правителей Баварии Виттельсбахов, во время которой на них были установлены служившие защите города пушки, башни получили характерные завершения, форма которых отсылает нас к Храму Скалы в Иерусалиме.

Архитектором собора был Йорг фон Хальсбах, который также спроектировал здание Старой Ратуши на площади Мариенплатц. Городской совет выбрал именно этого архитектора, так как он предложил построить церковь полностью из кирпича. Это было выгодно, так как вблизи Мюнхена не было каменоломен. С Йоргом фон Хальсбахом связано одно из самых популярных среди мюнхенцев преданий. Оно гласит, что архитектор, отчаявшись от масштабности строительства, заключил договор с чертом: последний согласился помочь в строительстве церкви, но с условием, что в ней не будет ни одного окна. Архитектор, однако, обманул черта. Он спроектировал постановку двадцати двух пилонов таким образом, что при входе в собор многочисленных окон не было видно. Черт, пришедший принимать работу, увидел, что архитектор его одурачил. В ярости он топнул по каменной плите при входе в собор и исчез. На этом месте до сих пор виден его след.


Однако могущество собора определяется не только участием в его строительстве черта, но и самими его размерами: в длину церковь достигает 109 м., в ширину — 40 м., высота башен — около 100 м. При этом внутреннее оформление поражает готическим аскетизмом, строгостью и простотой. Но все же настоящие ценности далеко не очевидны и, приглядевшись внимательнее, можно убедиться, что Фрауэнкирхе скрывает в себе настоящие сокровища. Чего стоит, например, самое большое в Германии собрание деревянных фигур апостолов и ветхозаветных пророков мюнхенского мастера Эразмуса Грассера. Или же созданные в Вене механические часы XV века , которые являются одними из старейших из до сих пор функционирующих часов в Германии. Помимо их внушительных размеров удивляют фигуры Бога-Отца, Иисуса и Марии: каждый день ровно в 12.10 после того, как петух три раза взмахнул крыльями, Бог-Отец достает меч и застывает, начав диалог с людьми. В это время Иисус и Мария стоят перед ним на коленях, вымаливая человеческие грехи.


Без сомнения взор посетителей собора приковывает к себе также кенотаф (надгробное сооружение над пустой могилой) Людвига Баварца — герцога Баварии и императора Священной Римской империи. Он был воздвигнут первым курфюрстом государства Максимилианом I в. память о славном предке, являвшемся образцом мудрого, справедливого и успешного правителя для всех Виттельсбахов.


По бокам собора расположены многочисленные капеллы — места погребений членов богатых и привилегированных мюнхенских семей. Право на устройство личной капеллы получали те, кто мог заказать себе «вечную мессу», то есть регулярное упоминание своего имени при совершении богослужений. Пожертвования за эти мессы были источником средств существования каноников собора вплоть до реформ Наполеона. Среди наиболее достопримечательных капелл можно отметить капеллу св. Себастиана, алтарную картину которой написал, предположительно, Антонис Ван Дейк, капеллу св. Екатерины Александрийской, в которой хранится сосуд с реликвией — частицей руки папы Пия X, подаренный Фрауэнкирхе во время Евхаристического собора 1960 г. Обращает на себя внимание также капелла Анны, Марии и младенца Иисуса (нем. Anna - Selbdritt ), устроенная правителями Баварии. Помимо фигур святых Георгия (покровителя Киева и Москвы) и баварского рыцаря Рассо мы видим здесь выполненную из дерева статую св. Христофора (греч. Χριστοφορος — «носящий Христа») — великана, несущего на своих плечах младенца Иисуса и держащего в руках ветку дерева. По преданию, один из отшельников направил Христофора — римлянина огромного роста — переправлять через опасный брод людей. Однажды маленький мальчик попросил перенести его через реку.

Христофор взял его, но на середине реки почувствовал неимоверную тяжесть: мальчик объяснил ему, что он — Христос и несет с собой все тяжести мира. Затем мальчик предложил Христофору воткнуть в землю безжизненную ветку дерева, которая превратилась вскоре в плодородное дерево. Это чудо многих обратило в христианскую веру. Легенда о святом Христофоре является одной из наиболее любимых баварцами, поэтому фигура занимает свое достойное место в алтарной части собора.

Обращает на себя внимание также эпитафия одному из пасторов собора Йоханнесу Нойхаузеру, находящаяся у входа в ризницу. На ней изображен изъеденный червями скелет — частый мотив стиля Ванитас (лат. v anitas — «суета»). Подобные изображения были призваны напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Идеологически данный стиль в искусстве эпохи барокко основывается на известном стихе из книги ветхозаветного пророка Екклезиаста «суета сует — все суета».

Как для собора, так и для всех мюнхенцев важной фигурой является святой Бенно — епископ XI в. Его останки также хранятся в одной из капелл собора, будучи перенесены сюда в XVI в., в разгар противостояния католиков и протестантов. «Спасение» мощей святого было воспринято баварцами как знак истинности и силы их католической веры. С конца XVI в. св. Бенно считается покровителем Баварии. Над входом в капеллу святого изображена рыба со связкой ключей. Это изображение отсылает нас к еще одной легенде. По ней Бенно однажды в связи с политическими интригами должен был оставить место епископа и удалиться. Когда он вернулся спустя три года, жители его не узнали, и он в качестве простого странника поселился в трактире. Хозяину трактира Бенно принес необычно большую рыбу, пойманную им в реке. При приготовлении в ее жабрах были обнаружены ключи от собора, которые Бенно выбросил в реку перед своим уходом. Весть о возвращении епископа мгновенно распространилась по городу и вызвала ликование народа. Стоит отметить, что рыба в христианстве является символом Христа, а ключи — символом власти, который Христос передал своему ученику апостолу Петру.


Святая святых собора — главная хоровая капелла . Помимо фигуры Марии, выполненной в начале XVI в. из слоновой кости, обращает на себя внимание изображение Богородицы-покровительницы (или Мадонны с мантией, нем. Schutzmantelmadonna ). По правую сторону перед Марией на коленях стоят представители духовенства, по левую — светские сословия. Своим плащом Мадонна как бы накрывает мюнхенских горожан, защищая и оберегая их. Собор, безусловно, также оберегаем Марией: несмотря на столь внушающий возраст, многочисленные изменения и перестройки, сильные разрушения в годы войны, Фрауэнкирхе до сих пор сохраняет свою величественность и, находясь в самом сердце Мюнхена, освящает жизнь города. И. несмотря на все жизненные перемены, остается неизменной, давая прочные и ясные ориентиры

Юрий Снегирев, историк, магистрант мюнхенского Университета имени Людвиг-Максимилиана

Светлана Мороз, историк, гид (Мюнхен, Бавария)

Адрес: Frauenkirche, Frauenplatz 12, 80331 München, Germany. Как добраться: станция метро "Marienplatz" (линии метро U3 и U6).

Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

В сутолоке дня, тревогах, заботах, склонив голову, мы пробегаем по жизни, замечая лишь асфальт под ногами, мчащиеся авто, станции метро. Мелькают дни и ночи, утекает жизненная энергия. На склоне лет все чаще обращаем глаза к небу, вглядываемся в бездонную синь, пытаясь увидеть скрытую тайну, шепчем слова забытого псалма, выпрашивая прощение, страстно ищем намоленные святыни, где всепрощающий дух Божий готов снизойти на безбожника. Одно из таких благодатных мест - Фрауэнкирхе в Мюнхене.

Летопись возведения Собора Богородицы в Мюнхене

Сердце старого города - Мариенплац, пережившая шумные людные ярмарки, базары, зрелищные турниры, помнящая эпидемии, слезы, стенания, боевые и победные кличи. Благодарные потомки воздвигли здесь гигантскую колонну неизменной покровительнице Баварии - Деве Марии (1638 г.).
Поднятая высоко над землей, стоя на золоченом полумесяце, она держит символы власти и младенца Иисуса, благословляя горожан и приезжих. Гумберт Герхард старался воплотить в памятнике идею о грехопадении, терпении, наказании, смирении народа. Не напрасно, очевидно, у подножия стелы затаились жуткие фигуры, олицетворяющие бедствия, проблемы, раздиравшие население в давние времена. Застыли Голод, Чума, Война. Особо интересна Ересь в облике ехидной, наказуемая смертью.
Некогда рядом с площадью находилась скромная часовенка, собиравшая массу людей, особенно в дни празднеств. Однажды, когда ее переполнили пришедшие с песнопением верующие, раздался тревожный крик о начавшемся пожаре: забили в набат звонари, закричали миряне, бросились в панике к единственному небольшому выходу, не помня ни о чем. В сплошном едком дыму, невыносимой давке, стонах пострадавших не заметили упавшую наземь красивую девушку, юную, чистую, непорочную, затоптали насмерть. Пролитая кровь невинной жертвы породила множество разговоров. Тогда-то и надумали построить новое здание, просторное, светлое, где свободно вместились бы жители столицы. Деньги на благое дело собирали всем миром. Герцог Сигизмунд с епископом Йоханнесом Тульбеком наконец-то заложили краеугольный камень (1468 г.).
Разрабатывая проект храма, зодчий Йорг фон Хальспах настойчиво повторял, что в нем не допустимы излишества, как того требует строжайший стиль бескомпромиссной готики. Масштабное строительство заняло рекордно короткие сроки, всего 20 лет (исключая купола, добавленные позже), став лебединой песней архитектора, умершего в том же году. Полное завершение приходится на 1525 г. Кирха вмещала свыше 19 тыс. молящихся, хотя число проживающих на тот момент не превышало 13000. Наверное, рассчитывали на большой прирост населения или преобразование церквушки в своеобразную Мекку, куда будут стекаться паломники со всех уголков страны.
Выстроенный из обожженного красного кирпича собор Пресвятой Богородицы видится из наиболее удаленных уголков Мюнхена, ведь не существует здания выше его. Городской совет принял специальный законопроект, запрещавший строить высотки, закрывающие символ столицы.
Это - мощная цельная конструкция (109х40 м), напоминающая формой ковчег Ноя. Строгие линии величественного фасада восхищают. Под двускатной кровлей отчетливо выделяются членения, гармонично сочетающиеся с вогнутым венком часовен. Поднимающиеся башенки изначально планировали украсить шпилями, однако, денег катастрофически не хватало. Отсюда - купола-луковицы зеленого цвета, вступающие в оригинальный контраст с ярко красной черепицей и кладкой. "Мои любимые аспарагусы (спаржа)", - любя называл их курфюрст Макс III Йозеф. Южная башня (98, 45м) на 12 см короче северной (98, 57 м).
Поднявшись на одну из них по узкой винтовой лестнице, промчавшись немного на лифте, выйдете на смотровую площадку: черепичные крыши, прямые летящие проспекты, улочки и закоулки - все предстанет взору. В ясную, солнечную погоду, если повезет, можно долго любоваться заснеженными шапками Альп, получать наслаждение, проникая в замысел древних зодчих, творивших с любовью, ощущать величие природы, сопоставлять увиденное с нависшими буднями, агрессией, коварством, злобой.
На чердаке до сих пор лежит тяжелая деревянная балка, вынутая из перекрытий. Талантливый плотник фон Штранбинг, желая доказать присутствующим свое непревзойденное мастерство, недосягаемую квалификацию, вытянул ее. Потом предложил завистникам установить на прежнее место. Эту загадку не смогли разгадать до сих пор. Не верите? Тогда ступайте под соборную кровлю. Вооружитесь терпением, решительностью, сообразительностью. Возможно, тайна мудрого мастера уступит вашему напору и откроется?
Десять колоколов расположились под медными "луковицами", их отливали на протяжении 6-ти столетий (с XIV по XX). Крупнейший из них назван нежным женским именем - Сюзанна. Внизу на фасаде прикреплена табличка с выцветшей от времени облупившейся краской, но надпись на ней еще читаема. Она оповещает, что местность вокруг сооружения - зона повышенной опасности, ибо здесь всегда гуляет сумасшедший ветер. Срывая ветхую облицовку, головные уборы у зазевавшихся гостей, как бы насмехаясь, он кружит их по мостовой. Почему только у иногородних? Потому, что проживающие в близлежащем районе, помня старинное предание о происхождении мини-вихря, всегда придерживают свои шляпы, проходя мимо.

Стопа дьявола

Легенда нашептывает фантастическую историю, похожую на сказку о владыке преисподней, пожелавшем разрушить обитель Бога. Получив от верноподданных дурную весть о построении в Германии еще одной святыни во славу Богоматери, нечистый пришел в бешенство, испугавшись уменьшения притока грешников в адские чертоги, чего не мог допустить. Сатана принял решение посетить стройку до освящения. Заключив договор со свирепым сильным северным ветром, ринулся в баварский край. Задача шторма - разрушать снаружи, кружась и злобно воя вокруг. Навредить изнутри Князь Тьмы взял на себя, проникнув незаметно в помещение. Встав под центральным органом, он не увидал ни одного окна. Леденящий кровь хохот пронесся под сводами. От удовольствия рогатый захлопал в ладоши, обрадовавшись, топнул ножищей, оставив на напольной плитке заметную приличную вмятину, от которой в разные стороны побежали трещины-паутинки, а шпора в виде крючка хорошо видна и доныне. Чему так радовался похититель душ? Он правильно решил, что в исполинский темный храмовый простор вряд ли придут на молебен людишки.
Когда постройку освятили, народ повалил толпой, возмущению беса не было предела. Облетев вокруг, он обнаружил вдруг окна 23-метровой вышины, украшенные великолепными витражами, располагающиеся по всему периметру. Насчитал их 30 штук. Придя в немыслимую ярость, кинулся прочь, приказав своему подельнику продолжать гнусное дельце наружного разрушения.

Чопорность и простота архитектуры

Войдя внутрь, посмотрите внимательно на отпечаток - Teufelstritt. В обрамлении желтого квадрата на серой прохладе мрамора - "чертов след". Встаньте впритык к нему - ни один оконный проем не откроется вашему взгляду. Но только сделаете шаг вперед, и мягкий свет, преломляясь в очаровательных витражных окошках, весело играя разноцветными бликами на арках, колоннах, полу, заворожит. Выстроившиеся по обеим сторонам внутреннего пространства восьмигранные пилоны (22 шт.), изумительно белые, кажущиеся полупрозрачными, создают впечатление простирающейся вдаль дороги. На них покоятся служебные опоры, образуя охристое разветвление сетчатых сводов с нежным графическим рисунком. Здесь нет потолочной и настенной росписи, минимум замысловатой лепнины - только ясная, надменная готика взирает свысока. Строгость, набожность Средневековья не терпела вычурной мишуры, обращая пристальное внимание на духовное состояние паствы. Дом Господа - не балаган, не цирковая арена. Общению с Творцом ничто не должно мешать. Мессу необходимо выслушивать полностью, сидя в оглушительной тишине, устремив взор на 8-метровое распятие, будто бы парящее под потолком.
Ценители хорового пения поражаются удивительнейшей акустике. Увы, произведения Баха не порадуют ревностного католика, ибо громкая музыка, "бьющая по ушам", разливается протяжным, унылым гулом в огромнейшем пространстве. Зато григорианские хоралы, произведения Моцарта звучат удивительно успокаивающе, запоминаясь надолго.
Мерцающий огонек свечей, сгустившийся от ладана воздух, полумрак дарят ощущение незримого присутствия Святого Духа. Хочется надеяться, что посланная Всевышнему просьба непременно будет услышана. На скамьях - от 10 до 15 старичков, перебирая четки, беззвучно произносят слова молитвы вслед за пастырем. В воскресный день посетителей насчитывается пара сотен, не более, притом, что установленные рядами скамьи рассчитаны на 4 тыс. желающих. Не стремятся мюнхенцы приходить сюда. Слишком высокомерной, надменной предстает священная обитель.

Альянс силы престола и веры

Пятинефное сооружение больше посещали аристократы, курфюрсты, оставляя богатое пожертвование, изъявляли желание быть похороненными тут, в этой тихой пристани, где нашли упокоение Виттельсбахи, правившие краем более 700 лет. Главный престол основного нефа заслоняет величавое надгробие Людвига Баварского с возвышающимся над ним государственным флагом. Монумент является кенотафом (могилой без останков) из красноватого и черного мрамора. Большущая плита с камнем-подушкой, на ней - корона. По обоим бокам - аллегории правления: первая, увенчанная венком из лавра, сжимает скипетр. Мимика отражает добродушие, справедливость, честность, такие востребованные качества для мирной жизни. Вторая сурово смотрит из-под полуопущенных век, удерживая наготове оружие. В облике - отвага, решимость, ум - все, что нужно иметь в сумеречные годы военных сражений.
У подножия - статуи высокопоставленных особ: Вильгельма IV, Альберта V с мечом. По углам замерли в едином порыве рыцари, закованные в латы (автор Ганс Крумппер). На плите - черепа и штандарты. От гробницы веет холодом, отпугивая прихожан. Талантливая рука ваятеля Эразма Грассера радует ценителей искусства умело выполненными бюстами апостолов, пророков, застывшими на клиросе. За церковным хором расположена лестница, ведущая в крипту, где упокоились навек венценосцы, местные сливки общества, священнослужители, богачи. Самого же Людвига погребли совместно с женой Беатрикс в склепе в алтарной части.
В алтаре - картина П. Кандида "Вознесение Марии" повествует о радостном событии, когда Приснодеву забирают вместе с телом на небеса, венчая на царствие. Несколько работ Яна Полака поражают реалистичностью, хотя их полная аутентичность не установлена.
Боковые капеллы - воплощенное в камне стремление быть ближе к Создателю. Они интересны своим необычным убранством. Так в часовне Святых Таинств задержитесь в изумлении перед механическими часами Грассера. В них - подвижные фигурки известного библейского сюжета. Кроме них движутся планеты, знаки зодиака, представлены фазы Луны и Солнца, а мелодия, льющаяся и окутывающая, несет мысль о заступничестве, всеобъемлющей вселенской любви, милосердии. В период реставрации добавили кукарекающего петуха, вестника рассвета, загоняющего прислужников демона в глубокие подземелья ада. В общем-то, церковь всегда верой и правдой служила здешним герцогам, последний из которых проживает сейчас в замке Нимфенбург за счет государства.

Судьба храма сегодня

Сейчас он теряется среди множества окружающих его жилых строений. Даже сфотографироваться проблематично. Пройдя по узким улочкам к фонтану "Беннобрюннляйн" (проект Йозефа Хензельманна) в чисто немецком стиле: простого, строгого, посвященного Св. Бенно, окажетесь у соборного портала. На паперти не играют малыши, а граждане пробегают мимо под пронизывающим, мощным воздушным потоком. До 400 человек насчитывает приход. Посещают его в основном старики из прилегающего рядом приюта да туристы, не до конца понимающие отрицающую уют, пышное убранство, погоню за денежными сборами, человеческими сердцами готическую суровость. Она признает стопроцентный аскетизм во всем: одежде, еде, влечениях. Не терпит фальши, не дает послабления даже детям, воспитывающимся в певческой школе (300 детишек), где некогда служил известный композитор Орландо ди Лассо.
О соборе публикуют статьи периодические издания, снимается немалое количество телепередач. Он возведен не для простого люда, скорее, предназначен сильным мира сего. Слишком крепок здесь союз между "земной и небесной" властью. В каком-то местном журнале писалось, что старенькая прихожанка любила повторять избитую фразу: "Будь проще и к тебе непременно потянутся люди". 96-летняя старушонка весьма справедливо утверждала, что эту пословицу вполне можно отнести не только к мирянам, но и к Фрауэнкирхе. Захотят ли прислушаться правящие круги к мудрому совету, данному еще в 2006 г., покажет время, а пока праздничные богослужения транслируются всегда исключительно отсюда.
Осторожно прикрыв дверь, выйдя наружу, не торопясь направьтесь к ниспадающей воде, присядьте, быть может, тихая грусть наполнит вас до краев. Пусть трепетное чувство радости, благолепия возникнет от соприкосновения с вечностью, и червь сомнения "Кому нужна подобная аскеза?" не гложет. Поклонитесь Великой Матери, которая, не глядя на трагическую земную судьбу сына, у ног Отца небесного вымаливает прощение для всего человечества.

gastroguru © 2017