Выбор читателей
Популярные статьи
Одна из стен дома Дмитрия Медведева украшена изображением бульдозера «Т-330». Поскольку 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина в подарок на свой 51-й день рождения картину Николая Овчинникова «В цеху», на которой изображён именно этот трактор. Кстати, тяжёлый промышленный бульдозер «Т-330» можно с полным правом назвать удачным опытом советского «импортозамещения» (модное во второй половине двухтысячных слово). Всё об истории данной модели, её конструкции, технических особенностях и сферах применения – в этой статье.
В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.
Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.
Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.
По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.
Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая, необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров. Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.
При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.
В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.
В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.
Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.
Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.
В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».
Тяжёлый трактор «Т-330 Р1-01» (заводской индекс) предназначен для резания, рыхления и перемещения грунтов уровней плотности с первого по четвёртый; для планировки поверхности разрабатываемой рабочей площадки. Практическое применение данный бульдозер находит на следующих основных работах:
На производстве «Т-330» оснащался 22,6-литровым 8-ми цилиндровым 4-х тактным дизельным мотором «8ДВТ-330А» , производства Волгоградского моторного завода. Мощность данной V-образной турбированной силовой установки составляет 250 кВт / 330 лошадиных сил. (От этого показателя, кстати, и «произошло» и название трактора – «Т-330»). Система охлаждения – воздушная, а не жидкостная, хорошо подходящая для работы в условиях Крайнего Севера и подобных суровых климатических зонах.
Диаметр цилиндра и рабочий ход поршня двигателя «8ДВТ-330А» – 150×160 мм; номинальная частота вращения (крутящий момент) – 1 700 об/мин.; удельный расход топлива – 230 г/кВт.час; топливный насос высокого давления – «Bosh» (Германия), «Motorpal»(Чехословакия) или «ЯЗДА»(Советский Союз); максимальное тяговое усилие бульдозера «Т-330» с двигателем «8ДВТ» - 670 кН / 68,2 тс.; масса мотора «8ДВТ-330А» – 2,6 тонны. Располагается мотор в средней части трактора, за его кабиной.
По факту, при интенсивной эксплуатации двигатель «8ДВТ» служил (в лучшем случае) не более 3-х лет, после чего требовал капитального ремонта. Общий ресурс этого мотора составлял не более 3-4 тысяч моточасов. При капремонте двигателя «8ДВТ» производилась замена всех дефектных узлов и деталей; шлифовка коленчатого вала в ближайший размер либо его замена; установка новых вкладышей, поршневых колец; настройка, регулировка топливной аппаратуры; замена всех уплотнений, РТИ; установка новых жгутов, датчиков; замена стартера СТ-721, генератора 11.3701.
В «лихие девяностые» Волгоградский Моторный Завод (как и многие другие предприятия в Волгограде, да и прочих городах) подвергся тотальному разорению и разграблению, и данная модель двигателя «приказала долго жить». Поэтому многие владельцы бульдозеров выходили из положения, меняя двигатель «8ДВТ-330А», который совершенно выработал свой ресурс, на БелАЗовский мотор «ЯМЗ-240 НМ2». Немногие «дожившие до наших дней» и «оставшиеся в строю» трактора «Т-330», по большей части, укомплектованы уже не своим «родным» волгоградским движком, а именно ярославским «ЯМЗ-240».
Сварная рама трактора собрана из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединены поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди закреплена балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки. Тип подвески –эластичная, с балансирным брусом.
Ходовая система – полужёсткого исполнения, собранная из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание. В узлах подшипников всех катков и колёс помещается «вечный» смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок их эксплуатации. Катков опорного типа 14. Облегчить натяжение гусеничной ленты позволяет механизм с гидравлическим приводом. Гусеничная лента разъёмная и набирается из 42-х башмачных звеньев, с шагом в 250 мм. Ширина звена 650 мм, контакт одной гусеницы с почвой составляет 4,86 квадратных метров.
Гидромеханическая трансмиссия «Т-330» оснащена трёх-скоростной, полностью реверсивной коробкой передач, раздельно передающей крутящий момент на оба борта. По отдельности действует и тормозная система, которая совместно с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в стеснённом пространстве (позволяет разворачиваться на одном месте).
Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звёздочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену. Торсионная подвеска катков призвана повышать плавность хода и минимизировать динамические нагрузки.
Гидромеханическая трансмиссия позволяет эффективно использовать мощность двигателя при любой скорости движения трактора, в том числе развивать максимальную тягу в режиме упора. Коробка передач трактора обеспечивает независимый привод каждой гусеницы с возможностью её реверсирования, что позволяет выполнять развороты в стеснённых условиях. Гидротрансформатор у трактора «Т-330» создан на базе аналогичного узла тепловоза «ТГМ-1». Тормоза – ленточные, плавающего типа, дополненные гидро-управлением. Гидрооборудование – гидравлический насос повышенной производительности, дистанционно управляемый распределитель.
Увеличение практической эффективности бульдозера «Т-330» при работе на мёрзлой поверхности достигается, в том числе, и за счёт возможности отведения выхлопных газов под отвал. Что препятствует намерзанию конгломерата грунта, способного снизить подвижность ковша и массу двигаемого материала. Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск даже при экстремально низких температурах.
Отвал : (ножевой, полусферического типа): длина 4,860 м; высота 1,820 м; ёмкость: 13 кубических метров; заглубление отвала: 1,530 м; масса: 7 тонн.
Рыхлитель: однозубный, высота подъёма – 950 мм; максимальное заглубление – 1380 мм; максимальное усилие проникновения –15,3 т; максимальное усилие вырывания – 56,4 т; масса –6,5 тонн.
Кабина данного трактора также рассчитана именно на работу в суровых северных условиях. Она надёжно герметизирована, снабжена мощной системой отопления, вентиляции и воздухоочистки. Кабина двухместная, подрессореная амортизаторами. Сиденья регулируются по углу наклона. Стёкла кабины остеклены в два слоя, с надёжной защитой от обледенения. Педали и рычаги управления расположены удобно для механизатора, эргономика на высоте. Управлять этим массивным трактором можно без сильных физических усилий. Способ управления поворотом – раздельным приводом гусениц.
Предназначенный для авиалиний средней и дальней протяжённости. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями. Первый полёт A330 состоялся 1 ноября 1992 года в версии A330-300.
История создания A330
В 1972 г. Консорциум Airbus приступил к проектированию широкофюзеляжного самолёта А300 В9, представляющего из себя удлинённый вариант А300 В2 на 322 пассажирских места.
В 1973 г. Мировой рынок авиаперевозок испытывал потребность в более вместительном самолёте, и первоначально консорциум проработал проект А300 В11 с четырьмя двигателями. В 1980 г. Этот проект получил обозначение ТА9 ТА - twin aisle - («широкофюзеляжный»).
В сентябре 1982 г. в Airbus заявили, что у нового самолёта будет общая конструкция планера. В январе 1986 г проекту ТА9 было присвоено обозначение А330. Хотя официально программа самолёта началась в июне 1987 г.
Программа по разработке самолётов для авиалиний большой протяжённости A330/A340 была начата, чтобы потеснить в этом сегменте.
Первоначально планируемые версии 200 и 300 были практически идентичными: обе модели имели похожую конструкцию крыла, фюзеляжей, управления и только количество двигателей различало модели. Такое решение позволило, с одной стороны, уменьшить расходы на разработку самолёта, а с другой, упростило и уменьшило расходы для авиакомпаний при эксплуатации и техническом обслуживании самолётов.
В качестве основы для разработки был взят корпус Airbus A300 который был удлинён.
Кокпит (кабина) был разработан идентично кокпиту A320. Таким образом, получившийся самолёт был смесью из технических новшеств серии Airbus A320 с фюзеляжем от A300/A310.
2 ноября 1992, A330 в варианте «300» поднялся первый раз в воздух. Третий прототип был сделан уже с внутренней отделкой и покрашен в цвета первого заказчика - Air Inter - и был использован как образец для сдачи летных испытаний.
Испытания состоялись в августе 1993 года под руководством ETOPS, во время них A330 летал на протяжении 6 часов с одним выключенным двигателем над северной Атлантикой. Тестовые полёты были закончены в декабре 1994 года после успешного проведения всех тестов.
Постройка укороченного варианта 200 была принята в ноябре 1995 года. А 13 августа 1997 года этот вариант совершил свой первый полёт. Самолёт был 29 апреля 1998 года передан заказчику - ILFC и его партнёру по лизингу - Canada 3000.
После дальнейшей критики, особенно ILFC и Singapore Airlines, 17 июля 2006 года на выставке в Фарнборо, Airbus заявил, что дальнейшая эволюция этого самолёта прекращается и вместо него был представлен принципиально новый проект под именем A350 XWB. Этот тип самолёта будет обладать абсолютно новой конструкцией с большим диаметром корпуса, и в её основе не будет A330. Сокращение XWB обозначает eXtra-Wide Body - сверх широкий фюзеляж.
Принцип взаимозаменяемости
В различных частях самолёта Airbus A330 находит применение так называемый принцип взаимозаменяемости. Это означает, что системы и некоторые агрегаты различных типов самолётов Airbus одинаковы. Такое решение весьма выгодно и приносит значимую экономию для авиакомпаний эксплуатирующих воздушные суда одного производителя.
Например: A330 близкий родственник . Несущие поверхности у четырёхмоторного A340, который разрабатывался для дальних и сверхдальних полётов, в области внешних моторов не усилены. Остальные характеристики, за исключением незначительных деталей, у обеих моделей идентичны.
Система управления A330 идентична A340 и A320.
Кабина A330 унифицирована с кабинами других семейств самолётов Airbus – A320 и A340.
A330-100
Первая модель, Airbus A330-100, оказалась неудачной. Она создавалась как замена и . Эта версия должна была иметь более укороченный корпус.
Было запланировано, что корпус от A330 будет скомбинирован с крылом от A300-600. В конце-концов, позже было разработано новое крыло для A330. Это было сделано для того, чтобы получить взаимозаменяемость деталей с семейством A330. Предполагалось, что эта модель станет конкурентом для и .
A330-200
Модель A330-200 была разработана для того, чтобы заменить устаревший Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER.
Программа создания A330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года, первый заказ из 13 самолётов сделала лизинговая компания ILFC в феврале 1996-го. Первый полёт состоялся 13 августа 1997 года, а допуск к эксплуатации - в апреле 1998-го.
A330-200 базируется на серии A310, с практически такими же крыльями и элементами фюзеляжа, который, впрочем, был укорочен на 10 отсеков (примерно 6 метров).
A330-200 может поднять на борт 253 пассажира в трёх классах. Из важных отличий от А300 следует отметить увеличенное хвостовое оперение и дополнительный топливный бак, который позволил увеличить дальность полёта до 13 400 км.
Airbus A330 стал продаваться настолько хорошо, что практически вытеснил с рынка своего конкурента . В результате Boeing начал разработку нового самолета, который должен составить достойную конкуренцию A330. Изначально разработка называлась 7E7, а через некоторое время стала известна как . Первый полёт этой модели был запланирован на 2007 год, однако Boeing 787 поднялся в воздух только 15 декабря 2009 года.
A330-200 MRTT/FSTA и KC-30
Расшифровка обозначений: MRTT означает Multi Role Tanker Transporter («многоцелевой заправщик»); FSTA означает Future Strategic Tanker Aircraft; на рынке США эта модель имеет обозначение KC-30).
Так как Airbus A330 имеет такое же крыло, что и Airbus A340 (только у последнего на 2 двигателя больше), эту модель было относительно легко переоборудовать в заправщик.
Для этого на крыльях были сделаны крепления для устройств заправки в воздухе, которые позволили производить заправку до 2-х самолётов единовременно. При этом осталась возможность использовать A330 для перевозки пассажиров и грузов.
Эти свойства позволили Airbus победить своего конкурента Boeing на конкурсе английских Военно-воздушных сил. После этого австралийские ВВС заказали 5, а английские - 16 таких машин. Фирма EADS борется за большой заказ для ВВС США. Речь идёт о заказе до 100 таких заправщиков; EADS предлагает вариант A330-200 с кодовым обозначанием KC-30.
Без дополнительных баков A330-200 MRTT берет на борт 111 тонн керосина, что, к примеру, в два раза больше, чем использующийся в английских ВВС Vickers VC10.
A330-200F
Снижение спроса на A300-600F и A310F заставило Airbus предложить в 2000-2001 году грузовую версию A330-200. Однако её продажи в этот период начаты не были. A330-200F вновь появился лишь на авиасалоне в Фарнборо в 2006 году, а окончательное решение о запуске в производство было принято в январе 2007 г.
Первый A330-200F был изготовлен в Тулузе 20 октября 2009 г. Первый полёт состоялся 5 ноября 2009 г.
A330-200F является широкофюзеляжным дальнемагистральным грузовым самолётом, способным перевозить груз массой 65 тонн на расстояние 4000 морских миль (7400 км) или 70 тонн груза на расстояние до 3200 морских миль (5950км).
В самолёте применена новая универсальная система погрузки на верхнюю палубу, позволяющая размещать как палеты, так и контейнеры. Возможны несколько вариантов компоновки груза на верхней палубе, рассчитанных на различные рынки и грузопотоки.
Для компенсации наземного положения A330 с уклоном на нос передная стойка шасси была переработана. Используется стандартная стойка A330-200, однако верхняя точка её крепления смещена вниз, что потребовало установки в нижней передней части фюзеляжа блистера, прикрывающего стойку в убранном положении. Такое решение позволило получить ровную поверхность верхней палубы. Силовая установка предлагается на выбор в исполнении Pratt & Whitney PW4000 либо Rolls-Royce Trent 700. General Electric не планирует предлагать двигатели для модификации A330-200F.
Основными конкурентами A330-200F являются Boeing 767-300F и 777F, L-1011 Tristar (конверсионная модификация), а также DC-10F и MD-11F.
A330-300
A330-300 разрабатывался как замена для A300. Фюзеляж A330-300 построен на базе A300, но был заметно удлинён.
A330-300 позволяет перевозить 295 пассажиров в трёх классах, 335 при двух классах и до 440, если самолёт имеет только один класс, на расстояние до 10 800 км. Кроме этого, машина может взять на борт много груза - объём грузового отсека A330 сравним с . Некоторые авиакомпании используют эти свойства для транспортировки грузов в ночное время.
Самолёт имеет два двигателя, на выбор предоставляются модели: General Electric CF6-80E, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700. Все двигатели сертифицированы по ETOPS-180. Первая поставка состоялась в 1993 году.
Также Airbus предлагает улучшенный (в том числе с точки зрения дальности полёта) вариант A330-300 под обозначением A330-300X. Прямым конкурентом A330-300 является и .
Первоначально прорабатывался вариант А330-300Х с взлетной массой 223 т. В 1992 г. был предложен вариант A330-300HGW с взлетной массой 230 т и дальностью полета 9900 км.
Airbus A330neo
Семейство самолетов Airbus A330neo является продолжением линейки Airbus A330 в рамках новой технологии Neo (New Engine Option), подразумевающей обновление двигателей и внедрение максимальной экономии для эффективной эксплуатации самолета в авиакомпаниях.
Airbus A330-800neo
Airbus A330-800neo должен заменить Airbus A330-200. Согласно официальной концепции Airbus, A330-800neo получит новые двигатели Rolls-Royce Trent 7000 с тягой 320 kN (72,000 lbf), более вместительный салон (+8 мест), усовершенствованные аэродинамические характеристики, а также фирменные законцовки крыла как у модели A350. Самолет сможет перевозить от 257 до 406 пассажиров на расстояние до 13 900 км. Введение в эксплуатацию лайнера запланировано на 2018 год.
Airbus A330-900neo
Airbus A330-900neo заменит модель Airbus A330-300. Лайнер получит новые двигатели Rolls-Royce Trent 7000 с тягой 320 kN (72,000 lbf), более вместительный салон (+10 дополнительных мест), усовершенствованные аэродинамические характеристики, а также фирменные законцовки крыла как у модели A350. Согласно прогнозу от Airbus, новая модификация будет экономичней, чем A330-300, а расход топлива ниже на 14%, что позволит авиакомпаниям существенно сэкономить на эксплуатации лайнера. Airbus A330-900neo сможет взять на борт от 287 до 440 пассажиров и перевезти их на расстояние до 12 130 км. Введение в эксплуатацию самолета запланировано на конец 2017 года.
Одним из самых популярных в настоящее время дальнемагистральных авиалайнеров является Airbus А330-300, который производится европейским концерном «Airbus S.A.S». Парк самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот» насчитывает 22 борта лайнеров Airbus А330 модификаций 200 и 300, а, к примеру, Turkish Airlines – 34.
Основным владельцем акций европейского концерна «Airbus S.A.S» является Европейский авиакосмический концерн EADS, которым, в свою очередь, владеют:
Официально этот концерн зарегистрирован в Нидерландах (Амстердам), имеет штаб-квартиры в Париже и Мюнхене. Представительства этой корпорации работают в следующих странах:
Работы по созданию европейского пассажирского лайнера с широким фюзеляжем и двумя двигателями были начаты в 1987 г., а в 1992 г. аэробус 330–300 впервые совершил полет, прошел сертификацию в Европе и в США в 1993 г., получив соответствующие сертификаты. В том же году стартовали продажи авиалайнера, а регулярные авиарейсы французская авиакомпания «Air Inter» стала совершать на самолетах Эйрбас с 1994 г.
В линейке семейства авиалайнеров Эрбас разработано 8 модификаций, а именно:
ИКАО код А330-300 – A333/H. В самолетах Airbus модели а330 модификации 300 использовались технологические решения, примененные к модели А320, а именно:
Приборная система EFIS представляет собой 6 прозрачных ЖК-мониторов, монтирующихся на лобовом стекле кабины пилотов, на которые выводится вся информация из компьютерной системы управления, начиная с координат местоположения воздушного судна и заканчивая проекцией взлетно-посадочной полосы. Широкий фюзеляж самолета Airbus a330 300 спроектирован аналогично предыдущей модели А300 B2/B4, но длиннее его.
Главные соперники лайнеров аэробус А330-300 – Боинг 787-9 и Боинг 777-200ER. Авиалайнеры А330-300 сегодня востребованы многими крупными авиакомпаниями мира и производятся по заказу, в частности:
Основные технические характеристики самолета Аэробус:
Вместимость авиалайнера зависит от варианта компоновки салона.
Для модификации а 330 300 самолета Аэробус схемы компоновки салона Аэрофлота и у других авиакомпаний, в частности, у Turkish Airlines, различаются. Всего возможны 3 варианта:
Важно! Пассажирские места в бизнес-классе отличаются увеличенным пространством для ног (места Space+). Также и некоторые места в салоне эконом-класса позволяют свободно вытянуть ноги во время полета.
Дополнительная информация. Авиакомпания Turkish Airlines также использует авиалайнеры с делением пассажирского салона на 3 класса (бизнес, 1 класс и эконом). Максимальная вместимость лайнера у Turkish Airlines составляет 440 мест (без деления салона на классы).
Кресла в бизнес-классе отличаются большими размерами и высокой степенью комфорта для пассажиров. В зависимости от варианта компоновки салона, их расположение может быть разным: они занимают первые 5 или 6 рядов в носовой части авиалайнера. Дополнительное пространство для ног и ширина кресел позволяет с комфортом провести время в полете.
Однако среди этих мест тоже есть те, которые считаются менее комфортными для путешествия. Места, расположенные в рядах 1 и 5 (либо 6, в зависимости от типа компоновки салона), расположены возле подсобных отсеков. Например, места в первом ряду А, С и Н, К находятся прямо напротив гардеробных отсеков, а места D и G – напротив кухонной подсобки, откуда раздают еду и напитки. Также места А, С и К, Н последнего ряда располагаются в непосредственной близости от туалетных кабинок, что тоже может вызвать некоторые неудобства.
Важно! Позади кресел последнего ряда (5 или 6) находятся аварийно-эвакуационные выходы, что затрудняет полное раскладывание кресел, т.к. эти проходы во время полета должны быть всегда свободными.
Дополнительная информация. В авиалайнерах компоновки 28-268 в салоне бизнес-класса предусмотрено полное раскладывание пассажирского кресла в спальное место, на угол 180 градусов.
Вне зависимости от варианта компоновки пассажирского салона, схема расположения как самых удачных, так и самых неудачных мест примерно одинакова.
В соответствии с системой размещения пассажирских кресел в салоне авиалайнера, следом за бизнес-классом идет салон эконом-класса, разделенный на 2 части. Нумерация рядов здесь начинается с 11-го и заканчивается 45 рядом. Степень удобства кресел отличается от бизнес-класса, но в целом, в соответствии с требованиями международных стандартов, достаточно высокая. В спинках кресел есть мониторы, а в подлокотники вмонтированы блоки управления аудио,- и видеосистемами. Расстояние между рядами кресел достаточное для того, чтобы вытянуть ноги и не испытывать дискомфорта во время полета.
Самыми лучшими местами в эконом-классе можно считать места:
Они расположены вдоль левого и правого бортов. Пассажиров, сидящих в этих креслах, не беспокоят ни хождения туда-сюда, ни суета в салоне. Между тем, ввиду того, что эти ряды расположены прямо перед разделительными перегородками, они имеют еще большее пространство перед креслами и позволяют свободно вставать с места, не беспокоя при этом своих соседей.
Далее по степени убывания комфортности следуют все остальные места в рядах по бортам с литерами А, С и Н, К, причем самыми неудачными можно считать их в рядах с 43 по 45. Особенно стоит упомянуть места в ряду 45. Они находятся в непосредственной близости от туалетов и постоянная суматоха и скопление людей вокруг во время полета обеспечены. Также в этом месте фюзеляж самолета значительно сужается и пространство между креслами и рядами тоже становится меньше.
Дополнительная информация. Стоит обратить внимание, что некоторые ряды оборудованы креплениями для детских кресел и кроваток, поэтому соседство с маленькими детьми может быть дискомфортным окружающим пассажирам.
Места, предусматривающие размещение детских колясок и люлек:
Также к числу неудобных можно отнести ряды, расположенные перед аварийными выходами или перед внутренними переборками, т.к. спинки их кресел имеют ограниченный угол отклонения либо вообще не раскладываются. Это места:
В зависимости от класса обслуживания, соответствующего категории купленного билета, пассажирам предоставляются следующие услуги:
Важно! Предоставление интернета – платная услуга.
Стоимость составляет:
Стоимость каждого Мб сверх лимита составляет 1$. К оплате принимаются как наличные, так и банковские карты.
Учитывая вышеизложенное, при прохождении регистрации либо в аэропорту, либо в режиме онлайн на сайте авиакомпании, можно выбрать удобные места и провести время в полете с максимальным комфортом.
Модель Т-330 разработана «Заводом промышленных тракторов» (Чебоксары) и является единственной моделью в своей категории, выпускаемой серийно с 1975 г. Активная эксплуатация агрегата стартовала с начала 80-х годов – ей предшествовала серия доработок, после которых трактор рекомендовали для промышленного применения.
Бульдозер Т-330 может использоваться в качестве альтернативы дорогостоящим зарубежным моделям. Он обладает не только повышенной мощностью и запасом надежности, но и меньшей стоимостью текущих ремонтных работ.
Основным недостатком конструкции является недостаточная живучесть моторов, начального ресурса которых едва хватало на 3 года. Капитальный ремонт не всегда восстанавливает исходную работоспособность, поэтому ряд образцов оснащен адаптированными двигателями сторонних производителей.
Модернизация трактора, проведенная на основе четырех десятилетий практики, была направлена на повышение живучести его узлов. Итогом является разработка более мощного двигателя с возможностью выбора жидкостного или воздушного охлаждения, который более работоспособен в жару или мороз.
Фото гусеничного бульдозера Т-330
Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.
Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.
Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).
Увеличение практической эффективности для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.
Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.
В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:
Изначально на машине установлен 8-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. V-образная схема расположения цилиндров повышает компактность и позволяет максимально эффективно использовать возможности дизеля.
Современные версии бульдозера (модернизированные) оснащены 12-цилиндровыми двигателями, выпускаемыми Ярославским моторным заводом. Основное преимущество таких усиленных версий – повышенная мощность, увеличивающая производительность.
Основные узлы трактора и их параметры следующие:
Для повышения плавности хода и сведения к минимуму динамических нагрузок используется торсионная подвеска катков. Смазка в узлах не меняется на протяжении всего срока эксплуатации.
Схема бульдозера Т-330
1 — передний капот бронированный; 2 — коробка передач; 3 — лента гусеничная; 4 — натяжное колесо гусеницы; 5 — гусеничная тележка; 6 — катки опорные; 7 и 8 — карданные передачи; 9 — гидротрансформатор; 10 — воздушный фильтр; 11 — катки поддерживающие; 12 — ведущая звездочка; 13 — обогреватель кабины; 14 — главная передача; 15 — дизель; 16 — предпусковой подогреватель; 17 — выпускная система дизеля; 18 — ящик для инструмента; 19 — топливный бак; 20 — бак гидросистемы; 21 — аккумуляторы; 22 — воздушный вентилятор — увлажнитель кабины; 23 — кабина; 24 — гидроцилиндр.
На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.
Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):
Габариты и характеристика гусениц:
Параметры гидравлической системы:
Ходовые характеристики:
Бульдозерное и рыхлительное оборудование:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
— тип | полусферический | — |
— ширина | 4860 | мм |
— высота | 1820 | кг |
— высота подъема | 1530 | кг |
— заглубление | 650 | кг |
— масса | 7030 | кг |
Призма волочения | 13 | м3 |
Заглубление отвала | не более 0,65 | м |
Перекос отвала | ±12 | град. |
Рыхлитель: | ||
— тип | параллелограмм | — |
— число зубьев | 1 | шт. |
— высота подъема | 950 | мм |
— заглубление | 1380 | мм |
— диапазон углов рыхления | ±14 | град. |
— масса | 6489 | кг |
Усилие: | ||
— заглубляющее | 15300 | кг |
— выглубляющее | 56400 | кг |
Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.
На видео бульдозер Т-330 в работе:
I-330,I — женский «нумер», «демоническая» соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, «острым углом вздернутые к вискам брови». Героиня воплощает «архаические» с точки зрения Единого Государства представления о любви — страстной и мучительной. I назначает D свидание в аудиториуме, в котором читается лекция о преимуществах современной музыки; здесь перед публикой она играет на «древнем» инструменте — рояле. Через несколько дней она приглашает D в Древний Дом; иронически цитирует слова героя о «нелепой, нерасчетливой трате человеческой энергии» в древности. Переодевшись, она предстает перед D в «старинном» платье — т. е. в одежде начала XX»Шв.; предлагает ему остаться с ней, однако он отказывается, не решаясь пропустить лекцию. Через некоторое время I письмом приглашает D к себе. Полушутя говорит ему, что, поскольку он вовремя не сделал доноса на нее, теперь он у нее в руках. Вновь надевает соблазнительное платье, предлагает D категорически запрещенный «нумерам» алкоголь. Когда герой от страсти теряет самообладание, I издевательски показывает ему на часы: через пять минут он должен быть у себя в комнате; D в смятении убегает. По телефону I вновь назначает ему свидание, ведет его в Древний Дом и там отдается герою. Затем исчезает в потайной двери шкафа. При очередном свидании I спрашивает у D, будет ли он всегда о ней помнить: она предчувствует близкую развязку. Во время «выборов» Благодетеля I демонстративно голосует «против», но поэт R-13 и D спасают ее от гнева толпы и ареста. С этого момента, по словам героини, «все известное кончилось». I ведет D за Стеклянную Стену, где представляет лесным людям. Позже, придя к нему, она рассказывает, что после Двухсотлетней Войны часть побежденных спаслась от уничтожения и ушла в леса: «Они учились там у деревьев, зверей, птиц, цветов, солнца. Они обросли шерстью, но зато под шерстью сберегли горячую, красную кровь». Своих сторонников I называет «Мефи», или «антихристианами». Героиня предлагает D во время испытательного полета захватить космический корабль «Интеграл». D обращается к I с просьбой спасти 0-90, которая беременна от него, и I переправляет ее за Стену. Во время полета «Интеграла» I со своими сторонниками также находится на корабле; когда выясняется, что заговор раскрыт, она в запальчивости обвиняет D в том, что донес он — «исполнил долг». Но когда в городе начинается восстание, I приходит проститься с героем, причем D так и не понял, любила его героиня или лишь использовала как послушное орудие в политической игре. Когда D, подвергнутый «Великой Операции», выдает всех заговорщиков, I подвергают пыткам в его присутствии, однако она не говорит ни слова; ясно, что в числе прочих она будет казнена.
Все характеристики по алфавиту:
Статьи по теме: | |
Что делать в коста брава
Коста Брава (Costa Brava). Коста Брава по праву считается одним из... Интересные места в Крыму — можно добраться на машине
16228 Загадочный, волшебный, изумительно красивый Крым многолик, недаром... Остров весны тенерифе. Тенерифе. Остров вечной весны. Lapas grelhadas — Ракушки на гриле
Говорят, когда-то богиня земли Гея на свадьбу подарила владыке Олимпа... |