Выбор читателей
Популярные статьи
Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…
Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).
Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…
Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.
Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…
Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.
В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.
Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.
Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…
Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.
Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…
Мимо гарнизонной церкви…
Военного музея…
Многочисленных сувенирных лавок…
«Messiah... Save your breath»...
И невысоких мостов, связывающих берега между собою.
Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).
Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.
Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).
Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.
Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.
Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.
Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…
Над головою качалась сирень…
А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.
Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…
Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.
Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.
Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…
Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…
Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…
Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…
Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…
В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).
Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.
Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.
Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).
Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...
А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.
По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.
После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.
Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их
Крепость Свеаборг (Суоменлинна) - одна из крупнейших морских крепостей в мире; комплекс оборонительных сооружений близ столицы . Имеет островное расположение, поэтому добираться до нее нужно на пароме из . Это, несомненно, одна из ярчайших достопримечательностей Финляндии в архитектурном и историческом плане. Она вошла в по версии нашего сайта.
Свеаборг был построен в XVIII веке, когда Финляндия входила в состав Швеции. Отсюда и первоначальное название - Свеаборг, т.е. «шведская крепость». После получения суверенитета, крепость стали называть Суоменлинной, т.е. «финской крепостью». В течение нескольких десятилетий эта крепость была надежной защитой для финской столицы. Однако в 1808 она пала под натиском российских войск и почти на целый век отошла во владения России.
Свеаборг занимает целых восемь островов, каждый из которых по-своему уникален. Самым популярным среди них является Исо Мустасаари. Получить полное представление о том, что же такое Свеаборг, можно неспешно прогулявшись по ним. Особенно комфортно в летнее время, когда даже ночи бывают теплыми. Последний паром до города отходит в 2 часа ночи.
В целом, добраться до крепости не составит труда. От пристани, расположенной у Президентского дворца, в сторону островов регулярно отходят паромы. Время в пути - около 15 минут. Поездка на пароме не менее увлекательна, чем осмотр крепости. Ведь по пути открывается живописный вид на просторы залива.
На территории комплекса есть целый ряд интересных музеев: Музей истории; Музей игрушек, Музей таможни и т.д. Здесь же расположена городская тюрьма для тех, кто осужден за мелкие проступки. Как правило, им поручают общественные работы. Более того, на островах проживает небольшое поселение в 900 человек.
2. Ещё подплывая на пароме я увидел различные постройки крепости. Вот пороховой погреб, для безопасности выстроенный на насыпном полуострове.
3. На островах сконцентрировано множество плавсредств, ведь сухопутной связи с городом не существует. Здесь есть и достаточно редкие судна на воздушной подушке.
4. Высадившись на берег, иду исследовать прибрежную полосу.
5. Отсюда открывается прекрасный вид на центр финской столицы. До него в общем-то рукой подать.
6. Сами острова сплошь каменные, скалистые, называемые «Волчьи шхеры».
7. Расщелины скал заполнены землёй, откуда произрастают низкие берёзки и трава со мхом.
8. Крайне редко можно встретить песчаные бухточки.
9. Саму крепость построили в середине XVIII века на семи островах для защиты Гельсингфорса со стороны моря.
10. В основном укрепления построены из плотно пригнанных друг к другу валунов, местами усиленных кирпичной кладкой.
11. Главные ворота крепости со стороны пристани украшены башенкой со шпилем и часами. Все это построено в 1860-е годы русскими военными инженерами.
12. В центре острова стоит лютеранская церковь с куполом-маяком. А первоначально это был православный собор во имя Александра Невского, построенный в 1854 году знаменитым архитектором Константином Тоном, и был очень похож на спроектированный им же храм Христа Спасителя. В XX веке финны перестроили здание до полной неузнаваемости.
13. Постройки внутри укреплений сплошь кирпичные. В бывшем манеже располагается экспозиция вооружений Второй Мировой войны, но в день моего приезда оказалась закрыта.
14. Некоторые здания возведены на высоком каменном цоколе.
15. У входа в резиденцию коменданта крепости лежит сломанный якорь совершенно невообразимых размеров.
16. Рядом - необычной конструкции опора электросети.
17. Всего на островах проживает 900 человек, здесь можно встретить и вполне обычные дома.
18. Перекладины для сушильных верёвок местные жители для надёжности вбили в каменную основу острова.
19. На острове Пикку-Муста (Малый Чёрный), при Российской империи называвшемся Госпитальный, сейчас располагается военно-морская академия.
20. У входа в академию установлена скульптура, символизирующая герб страны - льва в короне, держащего в лапе меч.
21. Академию окружают укрепления форта Лило-Остерсверд, на валу которого стоят зенитки времен Второй Мировой.
22. А побережье здесь прикрывают береговые орудия.
23. В одной из казарм находится музей и туристический центр, но, как выяснилось, в октябре здесь ничего не работает.
24. В 1808 году Финляндия была завоёвана русской армией. 2 марта крепость была осаждена.Через месяц бесплодных попыток взять укрепления, было заключёно перемирие. Решили, что если к 4 мая на подмогу не придёт шведский флот, крепость сдастся. Флот на подмогу не пришёл, семитысячный гарнизон крепости сдался. Всех распустили по домам, взяв слово больше не участвовать в боевых действиях. Вся артиллерия и боеприпасы достались русским.
25. Самые мощные укрепления крепости находятся на острове Сусисаари, бывшем Волчьем.
26. В двухметровых стенах устроены бойницы для артиллерийского обстрела вражеского флота.
27. Мелкие бойницы были предназначены для ведения огня из винтовок по противнику, рискнувшему штурмом овладеть укреплениями.
28. Самые интересные укрепления - в южной части острова. Когда-то они держали пролив Кустаанмиекка (Меч Густава), хорошо заметный позади. Несмотря на то, что промежуток между островами кажется небольшим, через него легко проходят огромные паромы .
29. Здешние бастионы содержат десятки казематов, все они связаны потернами, где можно интересно побродить.
30. В некоторых бастионах сложены старинные пушки, когда-то защищавшие вход в гавань Хельсинки.
31. Маленькая дверка в одном каземате.
32. За ней - длинный коридор с несколькими поворотами, называемый потерной.
33. Потерны связывали различные части крепости между собой.
34. По таким коридорам можно было перемещаться, не боясь вражеских снарядов и пуль.
35. В куртине были складские помещения, где пол выложен кирпичом.
36. Выйдя из казематов, я попал к Королевским воротам, перед которыми лежит одноимённый причал. Когда-то это был парадный вход в крепость. Перед воротами лежит глубокий ров, больше похожий на узкую щель, через которую перекинут поднимающийся деревянный мост.
37. У причала в скалу вбито массивное кольцо.
38. С пристани открывается прекрасный вид на остров Исо Мустасаари (бывший Комендантский), где расположена исправительно-трудовая колония. Там под символической охраной трудятся над реставрацией крепости люди, совершившие незначительные правонарушения.
39. Неподалёку от ворот можно увидеть крошечную подводную лодку «Весикко» постройки 1930-х годов. После войны Финляндии было запрещено обладать подводным флотом, в результате чего субмарина долгое время лежала заброшенной на одном из островов Суоменлинны. Сейчас её восстановили и превратили в музей. К сожалению, при моём посещении на двери висел замок.
40. Более века крепость была в составе Российской империи. Нет ничего удивительного в том, что русское командование занималось усилением обороны Гельсингфорса. На острове Ланси Муста (Западном Чёрном, бывшем Стрелковом) сохранилась бетонированная позиция русской береговой батареи.
41. Две массивных двери ведут во внутренние помещения батареи.
45. Они закрыты на замок, успевший изрядно проржаветь.
43. На дверях сохранились следы от небольших снарядов. Крепость участвовала в боевых действиях во время Первой Мировой войны.
44. Батарея была рассчитана на четыре пушки, спрятанных в орудийных двориках за бруствером. Под толстым слоем бетона располагалась галерея для укрытия расчёта и боекомплекта. Для подачи снарядов был предусмотрен небольшой чугунный лючок.
45. К сожалению, сейчас здесь не осталось ни одного орудия, остались только чугунные опоры. Впрочем, на островах сохранилось множество русских пушек, которые можно увидеть в одном из следующих постов.
Статьи по теме: | |
Какие развлечения есть в Торонто?
Торонто – это город, возникший на месте древнего индейского поселения,... Экскурсии по венеции, италия Венеция обзорная экскурсия
Все популярные экскурсии собраны в одном месте. Ниже представлен список... Что такое раннее бронирование: плюсы и минусы
Сервис Airbnb подходит не только для туристов и активных... |